Ирина Вицелярова
Занятие с элементами народной математики для детей подготовительной к школе группы «За покупками»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с элементами народной математики для детей подготовительной к школе группы
Тема «За покупками»
Программное содержание: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. Совершенствовать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур. Закреплять навыки счета в пределах 10. Развивать умение анализировать форму предметов и их отдельных частей. Познакомить со стариной меркой-аршином. Познакомить с народным фолькльором. Способствовать развитию любознательности, логического мышления;
Публикация «Занятие с элементами народной математики для детей подготовительной к школе группы „За покупками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать инициативу, организаторские способности детей.
Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание интересоваться увлечениями друзей. Воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Ход занятия:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня нас пригласили в гости дети из младшей группы! Все дети любят подарки. Где мы можем их купить? (Ответы детей) Чем рассчитываются за покупки?
(Деньгами.) Как называется российский денежный знак? (Ответы детей)
Воспитатель. Деньги бумажные – это «купюры» (показываю купюры разного достоинства) и металлические – это «монеты» (показываю монеты разного достоинства).
Воспитатель. Посмотрите,у вас в целлофановых мешочках наборы монет копеек (1, 5, 10 копеек) и монет рублей (1, 2, 5, 10 рублей).
Дети рассматривают монеты (копейки) и находят между ними сходства (на всех монетах изображен герб России) и различия (на монетах разные цифры, надписи, они разной величины).
Воспитатель. Цифра показывает достоинство монеты. Монеты какого достоинства лежат у вас на столах?» (Дети называют достоинства монет.)
Такая ж работа проводится при рассматривании рублей.
Воспитатель. Что за деньги покупают в магазинах? Какие товары бывают? (Ответы детей)
Воспитатель. Дети,приглашаю вас в магазин.
Воспитатель вместе с детьми подходят к витрине.
Воспитатель. Посмотрите,какой хороший магазин, сколько здесь товара. Но кого-то не хватает, кого (Продавца)
Воспитатель. Да, в каждом магазине есть продавец. Как вы считаете, кто может быть продавцом, какие качества должен иметь (Продавец должен быть доброжелательным,любезным,внимательным. Хорошо считать,и уметь разговаривать с людьми)
Воспитатель. Кто подходит под эти качества,кому из вас,мы можем доверить роль? (Ответы детей)
Ребята выбирают роль продавца.
Воспитатель. Продавцом будет ….,а мы –покупатели.
– Расскажите про покупки.
– Про какие про покупки?
– Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои.
Продавец. Подходите,покупатели. Приглашаю вас посмотреть товар.
Ребенок-покупатель. Мне нравятся эта картина с котиками.
Сколько она стоит?
Продавец. Отдам без денег если расскажешь стих.
Ребенок-покупатель.
Жили-были два кота —
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались
Междy собой
Серые коты.
Поднялись
У них трyбой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Продавец. Спасибо,забирай товар.
Воспитатель. Эта картина,как-то странна нарисована. Почему (Рисунок сложен из геометрических фигур).С каких геометрических фигур? Посчитайте,сколько треугольников? (Ответы детей)
Ребенок. Уши-это 2 треугольника,лапи-4 треугольника,туловище-1 треугольник.
Воспитатель. Так,сколько всего треугольников. (Всего 7 треугольников)
Было 2 котика,один пошел на охоту. Сколько котиков осталось (Остался один котик)
Ребенок-покупатель. Мне нравятся эта картина. Сколько она стоит?
Продавец. Отдам без денег,но расскажи стих.
Ребенок-покупатель.
По тропинке шла,
Белый гриб нашла.
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Пошла леском –
Моховик под листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик.
Воспитатель. А сейчас мы посмотрим, как вы умеете считать. Девочка насобирала грибов. Сколько грибов нашла девочка (Девочка нашла 6 грибов)
Воспитатель. А младший брат тоже собирал. Сколько грибов он насобирал (Насобирал 5 грибов)Кто больше нашел грибов (Девочка нашла больше грибов)На сколько число 6 больше числа 5 (Число 6 больше числа 5 на один).А как сделать чтоб грибов было поровну (Добавить один гриб братику, или отнять одни гриб у сестрички).
Воспитатель. Я думаю,чтоб братику не было обидно, мы добавим один гриб ему. Сколько теперь грибов у него (У братика 6 грибов)
Как можно сказать, грибов у сестрички и братика по сколько? (Поровну, по 6 грибов)
Воспитатель. Ребята,посмотрите,возле каждого предмета стоит ценник (от 1 до 10 рублей) ,это цена указывает на стоимость предмета.
Воспитатель «покупает» одну из игрушек, объясняя, сколько монет какого достоинства он взял. Потом предлагает сделать покупку игрушки детям и подобрать необходимые монеты. Дети делают несколько покупок. Вызванные дети «покупают» игрушки и рассказывают, монеты какого достоинства они взяли.
Ребенок-покупатель. Я хочу купить уточку,сколька она стоит?
Продавец. Стоит 2 рубля.
Ребенок-покупатель. У меня 1 рубль.
Воспитатель. Сколько тебе не хватает?Как мы можем помочь (Ребенку добавляют 1 рубль,и он покупает игрушку)
Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения:
раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Дидактическая игра «Конструктор».
Воспитатель. Все дети любят играть с конструктором. А вы можете сделать из геометрических фигур и счетных палочек описанные в тексте предметы
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
Я взял три треугольника
И палочку иголочку.
Их положил легонько я
И получил вдруг елочку.
Квадрат, прямоугольник, круг,
Еще прямоугольник и два круга…
И будет очень рад мой друг:
Машину ведь построил я для друга.
Вначале выбери два круга колеса,
А между ними помести ка треугольник.
Из палок сделай руль. И что за чудеса –
Велосипед стоит. Теперь катайся, школьник!
Стучит в двери дед.
Дед. А туда ли я попал?Добрий день,дети!Если б мне вернуть мои молодые годы,то я б всякой науки б научился. А хотите послушать истории которые я знаю
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа.
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Дед. Верно считаете. Так хорошо мне с вами,никуда б не пошел,но баба приказала зайти в магазин и купить ей ткань на платье.
Воспитатель. Зачем вам. дедушка, далеко идти,у нас тоже есть магазин. Заходите,пожалуйста,выбирайте.
Подходят в магазин с тканями
Продавец. Здравтсвуйте,сколько вам нужно ткани?
Дед. Отмеряйте мне два аршина.
Продавец. Мы ткань не меряем аршином.
Дед. Этой меркой пользовались все купцы давно,и мой дед и прадед. Аршин-это длина всей руки от пальцев до плеча.
Продавец. Хорошо,отмеряю.
Дед. Не,я сам померяю своим аршиномЮ,потому что ваших три аршина,моей бабке на платье будет мало. А чем заплатить за это?
Продавец. Игрой
Дед. Есть одна игра называется она
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Описание игры
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Правила игры
Двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».
Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
ети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.
Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»
Дед. Ох,и ловкие вы. Пришло время прощаться,а то бабака заждалась меня.
Дед.
У дороги яблонька стоит
На яблоньке яблочко висит
Вот я яблоньку потряс
Раз и яблочко у вас.
Дети. Спасибо тебе,дедушка,с тобой было интересно.
Воспитатель. Дети,нас тоже уже малыши заждались,теперь мы с подарками можем пойти в гости и порадовать их.