Татьяна Данищенко
Занятие в изостудии для детей подготовительной к школе группы на тему «Золотая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Продолжать совершенствовать умения создавать рисунок по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительное творчество:
-знакомить детей с техникой выполнения узора на объёмных формах,
-формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок для передачи колорита Хохломы.
Художественная литература:
Публикация «Занятие в изостудии для детей подготовительной к школе группы на тему „Золотая Хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
-знакомить со стихами о Хохломском промысле.
Познавательное развитие:
-актуализировать знания детей о Хохломском промысле.
Речевое развитие:
-обогащать лексический запас детей словами : «завиток», «травинка», «осочка», «капелька», «усики», «травный орнамент», развивать речь при восприятии поэзии.
Социально-коммуникативное развитие:
-совершенствовать навыки взаимодействия детей друг с другом и с педагогом в процессе исполнения танца.
Материалы: гуашь, кисти, изделия из папье-маше, салфетки, баночки с водой, фартуки, украшенные хохломской росписью, одежда для Хохломы (бусы, сарафан, кокошник, пояс, аудио кассеты с записями народной музыки, алгоритмы и элементы рисунка, хохломские изделия.
Литература:
1. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М. : Просвещение, 2006.
2. Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2010.
3. Смирнова М. Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009.
Ход занятия
Дети проходят и садятся на свои места, звучит спокойная народная музыка. Педагог и двое детей открывают занятие.
Педагог:
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Дети:
1. Деревянная резная,
Расписная хохлома!
Удивительной посудой,-
Вот чем славится она.
2. Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!
Педагог: Посмотрите, ребята, какие замечательные хохломские изделия находятся сегодня у нас в изостудии. С какой любовью и великим мастерством они расписаны!
Вопросы для беседы с детьми:
-какие предметы расписывают хохломой? (посуда, столы и стульчики, декоративные панно).
-почему хохлому называют золотой? (потому что мастера выполняют роспись по золотому фону и с использованием золотого цвета).
-как получают мастера такой золотой цвет? (наносят на бельё алюминиевый порошок и рисунок, а затем обжигают под высокой температурой – изделия становятся золотистыми).
-какие ещё цвета любит хохлома? (красный, жёлтый, зелёный, чёрный).
-какими элементами украшены хохломские изделия? (цветы, ягоды, листья, травка, усики и др.).
-какие ягоды рисуют хохломские мастера? (смородина, клубника, рябина, крыжовник, вишня).
Педагог: Ребята, сегодня у нас с вами непростое занятие. Сегодня я предлагаю вам побыть настоящими хохломскими мастерами, которые работают в цехе, где расписывают посуду. Наденьте, пожалуйста, вот эти фартуки настоящих хохломских мастеров и мастериц и примите изделие, которое вы должны будете сегодня расписать. Это тарелочки. Какого цвета у наших изделий фон? (жёлтый). Значит, какие мы будем использовать в работе цвета? (красный, зелёный, чёрный). Обратите внимание, как располагается узор на хохломских тарелочках и какие цвета используются – рассматриваем рисунок на доске. Повторим, как рисуется такое изображение (Дети с педагогом рассматривают алгоритм рисования хохломской ветки, отмечают особенности узора).
Педагог: Давайте потрём руки, чтобы разогреть их для работы.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику:
Хохлома, хохлома –
Наше чудо дивное!
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной (1, с. 114).
Возьмём правильно кисточки и разбудим их, потренируемся на бумаге:
Наша кисточка проснулась,
На носочках потянулась,
Быстро сделала шажок –
Получился завиток (авторское). (Дети используют лист для упражнения в рисовании завитка и мелкие травинки).
Педагог: Выберите, какие ягоды вы будете рисовать на своей тарелочке. А теперь приступим к работе. Первое, что мы с вами нарисуем – это большая веточка-завиток почти во всю тарелочку. А теперь продолжаем расписывать работу по своему вкусу. (Дети рисуют под музыку).
В середине работы проводится динамическая пауза – танец «Наряжаем Хохлому». Дети движутся по кругу, наряжают Хохлому и читают стихи :
1. У красы точёной
Сарафан парчовый.
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародей
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд… (1., с. 113)
2. А венец у Хохломы
С яркой краскою зари,
С золотистым завитком
И с причудливым цветком (авторское).
3. Ягоды рябинки
На резной травинке
В бусы расписные
Вместе собрались (авторское).
Пояса конечки,
Как две тихих речки,
В узелок красивый
Аленький свились (авторское).
4. Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную пляску
Просится сама (1., с. 107).
И нигде на свете
Нет таких соцветий –
Всех чудес чудесней
Наша хохлома! (1., с. 107)
Педагог: Молодцы! А теперь продолжаем свою работу.
Педагог: Уважаемые мастера, заканчивайте роспись и выставляйте свои работы, давайте ими полюбуемся. Дети под весёлую музыку демонстрируют свои изделие, а затем выставляют тарелочки на общий стол.
Педагог:
Красно-чёрным по золотому полыхает пожар.
Всё нетленно и молодо, всё в ней – мир поражать.
Руки дивной художницы выводили узор.
На Россию похожая – чернь земли, алость зорь.
На столе моём письменном нескончаемый май.
Полыхает жар-птицею день и ночь хохлома.
На этом наше занятие заканчивается. До свидания, ребята! Сегодня вы работали, как настоящие мастера!