Приложение МААМ

Занятие с родителями будущих первоклассников

Хасанова Алена
Занятие с родителями будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.

Задачи:

1. Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу;

2. Развития умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны;

3. Обучение эффективным способам общения родителя с ребенком ;

4. Развитие навыков умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

План

1.

Упражнение «Имя-качество».

2. Упражнение «Серьезный момент».

3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».

4. Игра-ассоциация «Школа».

5. Игровое упражнение «Инструкция».

Публикация «Занятие с родителями будущих первоклассников» размещена в разделах

6. Упражнение «100 способов похвалы».

7. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».

8. Мини-лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников».

9. Итог занятия. Обратная связь.

Содержание

1. Упражнение «Имя-качество».

(Все родители сидят в кругу.)

Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе. Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени (при затруднении — на вторую). Например: Ирина — инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная).

2.

Упражнение «Серьезный момент».

О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.

Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.

3.

Мини-лекция «Понятие готовости к школе».

Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно во всём:

- Сам режим учебных занятий - (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут);

- Обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать.

- Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.

Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические, за которые организм платит порой самой высокой ценой — здоровьем). У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?» Как правило, родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к письму. Для того, что бы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему, необходимо развивать восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Лучше всего это делать в игре.

4.

Игра-ассоциация «Школа».

Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)

После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

5.

Игровое упражнение «Инструкция».

Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение домашних заданий. И как важно найти правильные точные слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу или правило по русскому языку? Данное упражнение поможет осознать это.

Чтобы показать родителям, как детям: старшим дошкольникам и младшим школьникам трудно воспринимать словесные инструкции, что является неотъемлемой частью обучения в школе, я предложила игровое упражнение

Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе».

Было интересно и немного удивительно для самих родителей, насколько по-разному они восприняли инструкцию и выполнили правильно не все. Тогда, как трудно это задание выполнить детям! Должны быть включены все мыслительные операции и процессы самоконтроля. Родители задумались!

Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й». Половина детей, как правило, выполняют правильно либо первую часть инструкции, либо вторую. Или подглядывают друг у друга, или просят повторить задание. Некоторые из родителей тоже запутались, какой же была инструкция?

Еще одно задание: Перед Вами геометрические фигуры (показываю на листе А - 4 представлены круг, квадрат, овал, ромб, прямоугольник, треугольник). Нарисуйте одну из представленных фигур, которая не круглая; имеет углы, но их не три; а стороны не все одинаковые. Это упражнение тоже вызвало интерес у родителей. А ведь похожие упражнения можно придумывать самим и задавать их ребенку, который в свою очередь может тоже придумать задание для мамы или папы.

6.

Упражнение «100 способов похвалы».

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда, например: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике…» Но, даже хваля ребенка, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы и разнообразные способы похвалы.

(Родители называют слова и способы похвалы)

Теперь я предлагаю Вам разбиться на пары. В каждой паре один выполняет роль первоклассника, а другой – роль родителя. Первая ситуация: Ваш ребенок получил 5 по чтению. Похвалите его. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую ситуацию. Вторая ситуация: В дневнике учитель оставил запись с благодарностью за активное участие ребенка в субботнике. Теперь скажите, пожалуйста, Вам нравилось, когда вас хвалили?

Когда было приятнее: когда похвала была в одном слове или более щедрая?

Ваши ощущения после похвалы?

Хотелось получить еще пятерку и стать еще активнее?

Я думаю, что всем понятно: Не стоит быть скупыми на похвалы! Хвалите своих детей чаще даже за незначительные успехи и восхищайтесь ими! Это обязательно вызовет у будущих наших первоклассников желание быть еще лучше!

Например: Вы похвалили ребенка за рисунок, но кто-то может сказать ему из сверстников: "Да ты совершенно не умеешь рисовать! " Что тогда будет? Ведь ребенок перестанет Вам доверять? " Да, на самом деле, похвала должна быть обоснованной и найти подтверждение за рамками семьи тоже. Если Вы хвалите рисунок, но он на самом деле не очень хорош, похвалите, может быть, за интересный сюжет, или как подобраны краски, или просто за старание во время его рисования. Я думаю с такой похвалой никто не сможет поспорить!

7.

Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».

Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо за-вершить. Основное условие — заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.

• Я всегда мечтал (а, чтобы в школе мой ребенок.

• Когда ребенок оказывается не на высоте, я.

• Когда моего ребенка хвалят, я.

• Когда ребенок пойдет в первый класс.

• Когда он получит двойку или замечание, я.

• Я думаю, что в школе мой сын (дочь).

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.

Мини-лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»

Итак, уважаемые родители! Совсем скоро настанет этот торжественный и волнующий день — 1 сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!

Итог занятия.

Обратная связь.

Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:

• Чем полезно именно для вас было данное занятие?

• Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?

Практические рекомендации

родителям будущих первоклассников

(И. А. Пазухина)

1. Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопитесь устраивать взбучку. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается — это не вина ребенка.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!».

5. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.

6. Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет, много времени.

7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами.

9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2—3 часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов.

10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15—20 минут занятий необходимы 10 - 15-минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.

11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать одному, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе», похвала, даже если не все получается, необходимы.

12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то.» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

Я надеюсь, эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и вашим детям!

Публикации по теме:

Сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассников Сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассниковИгры на развитие мелкой моторики *Если вы печете пироги, предложите.

Восприятие количества как один из показателей математической готовности будущих первоклассников Доклад на тему: «Восприятие количества как одного из показателей математической готовности будущих первоклассников. Готовность дошкольников.

Фотоотчет об открытом уроке для будущих первоклассниковФотоотчет об открытом уроке для будущих первоклассников Каждый год осенью в нашей школе 896 проходят открытые уроки для будущих первоклассников. В этом году пригласили меня и моих воспитанников.

Консультация для родителей «Советы родителям будущих первоклассников» Консультация для родителей. «Советы родителям будущих первоклассников» Скоро в школу. Через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении.

Праздник для первоклассников «Посвящение в ученики» ПРАЗДНИК ПОСВЯЩЕНИЯ В УЧЕНИКИ Зал красочно оформлен. Звучит музыка. На сцене – Карта Путешествия. Приглашены родители, педагоги и представители.

Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников "Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться". Л.

Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников. 1. В школе большое внимание уделяется письменной речи – чтению и письму. Для.

Родительское собрание «Тренинг-занятие для родителей будущих первоклассников». Задачи: Развитие коммуникативных умений родителей. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. Расширение возможностей.

Советы родителям будущих первоклассников (советы и рекомендации по воспитанию детей в семье) Главная истина – счастливым делает ребёнка душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. В ваших силах.

Выступление на родительском собрании будущих первоклассниковВыступление на родительском собрании будущих первоклассников Ход встречи. I. Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”. Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие с родителями будущих первоклассников
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 13:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие с родителями будущих первоклассников» (включая файлы) размещена пользователем Хасанова Алена (УИ 1016714) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД