Любовь Борисова
Восприятие количества как один из показателей математической готовности будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему :
«Восприятие количества как одного из показателей математической готовности будущих первоклассников. Готовность дошкольников к успешному освоению математики в начальной школе».
Подготовила : воспитатель высшей квалификационной категории Борисова Любовь Николаевна
Публикация «Восприятие количества как один из показателей математической готовности будущих первоклассников» размещена в разделах
Вопрос готовности детей к школе существовал всегда, но несколько десятилетий назад он был сформирован как проблема в связи со снижением сроков начала системного обучения. Готовность ребёнка к успешному усвоению математики является одной из составляющих его общей готовности к школьному обучению. Определить степень математической готовности детей к школе возможно только в условиях современного подхода к математическому образованию, основанному на психологических закономерностях формирования знаний и на возрастных особенностях будущих первоклассников.
Специальная математическая готовность будущих первоклассников есть многокомпонентное образование, показателями которых являются :
• Объём математических знаний и умений в соответствии с программами воспитания в дошкольном образовательном учреждении;
• количество математических знаний : осознанность, прочность, запоминание, возможность использовать их в самостоятельной деятельности;
• наличие умений и навыков учебной деятельности:
• степень развития познавательных интересов и способностей;
• способности развития речи (усвоение математической терминологии);
• особенности развития мышления (логические операции);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом, в частности к математической деятельности.
Остановимся на одном из компонентов математической готовности дошкольников, а именно восприятия количества.
Категория количества – одна из наиболее абстрактных категорий мышления человека, является основной математической категорией. Окружающая нас действительность представлена как дискретными (прерывными, так и непрерывными множествами. Количественные характеристики дискретных множеств находят посредством счёта, а непрерывных – посредством измерения. Соответственно в категории количества выделяют два основных понятия – число и величина, и, следовательно, её содержание представляет собой единство этих понятий.
В основании понятия величина лежат другие математические понятия, выражающие характер отношений между объектами: равно, больше, меньше. Их применение определяется, во-первых, наличием общего для сравниваемых предметов признака, и, во-вторых, наличием критерия сравнения, то есть того, что позволяет установить, какое именно соотношение имеет место. Опираясь на данное определение, М. А. Семёнова в своих исследованиях подчёркивает, что генетической основой понятия величина является особая форма связи (отношения) элементов, которые обнаруживаются в сериационном ряду. В качестве специфического действия, направленного на внедрения этих отношений, выступает действие, систематизирующее элементы множества по признаку различия, именно действие упорядочивания знаний данной величины. Владеть понятием величина – значит уметь вычленять из объекта указанное генетически исходное отношение или воссоздать эту связь, осуществляя действие упорядочивания. Момент преобразования диагностичен, так как он показывает логику, в соответствии с которой может действовать испытуемый.
Практические действия ребёнка с элементами различных множеств, восприятие предметов, звуков, движений, явлений и последующее обозначение их количества соответствующим словом создают необходимую основу для формирования понятия числа, так как дети начинают замечать общее свойство любых сравниваемых групп объектов, объединять и различать разные множества по количеству.
Так, согласно исследованиям Е. И. Буллер, основу развития представлений о числе у детей дошкольного возраста составляет образное, зрительное восприятие количества, психологическим (или внутренним) средством которого является субъективный феномен, названный её образом числа.
Наблюдения за результатами процесса формирования математических представлений у детей в ДОУ показывают, что у дошкольников формируются неодинаковые умения различать количественные характеристики различных множеств.
Во избежание возникновения возможных трудностей в ходе изучения математики в школе и для эффективной организации самого процесса обучения учитель начальных классов должен чётко представлять степень развития у будущих учеников умения определять количество объектов в множестве.
В основу диагностики уровня сформированности восприятия количества можно взять принцип задания из методики О. В. Защиринской «Упорядочивание», где от дошкольников требуется упорядочить с кружочками (от одного до пяти) в зависимости от их количества, предварительно рассмотрев их.
Нужно учитывать не только и несколько сам факт выполнения или невыполнения задания, сколько процедуру его выполнения. Поэтому определяются следующие уровни сформированности восприятия количества :
I уровень: испытуемый начинает выкладывать сериационный ряд с любой карточки, правильно располагая все последующие карточки. Задание выполняется им верно и самостоятельно.
II уровень: испытуемый выбирает из всех карточек карточку с наименьшим (или наибольшим) числом кружков и начинает выкладывать сериационный ряд. Задание выполняется им верно и самостоятельно.
III уровень: сериационный ряд выкладывается с наименьшей (или с наибольшей) карточки, допускаются ошибки, но после оказания ребёнку помощи задание выполняется им верно.
IV уровень: ребёнок затрудняется в выполнении задания и не справляется с ним даже после оказания ему помощи.
Анализ результатов обследования детей по данной методики показал, что из 170 будущих первоклассников на I уровне с заданием справились 23 человека (13,52%, на II уровне – 123 человека (72,36%, на III уровне – 17 человек (10%, на IV уровне – 7 человек (4,12%).
Таким образом, на I и II уровнях с заданием справились 146 детей. по другим показателям математической готовности (объём знаний. Количество знаний, особенности развития мышления и др) эти дошкольники, как правило, проявляли себя также на достаточно высоком уровне. Но говорить о высокой степени готовности этих детей к школе говорить преждевременно, так возникают новые вопросы и направления исследования. Надо установить, в каком соотношении находятся между собой такие показатели математической готовности дошкольников, как уровень сформированности восприятия количества и уровень сформированности логических операций или умений учебной деятельности.
При изучении индивидуальных особенностей детей необходимо выяснить, что одной из ведущих сенсорных модельностей является линейное мышление.
Решение обозначенных выше вопросов и определение уровня сформированности восприятия количества как одного из направлений математической готовности позволяет педагогам более полно реализовать в обучении принципы индивидуального и личностно-ориентированного подходов, которые сегодня являются приоритетными.
Приложение:
Доклад на тему:
«Восприятие количества как одного из показателей математической готовности будущих первоклассников. Готовность дошкольников к успешному освоению математики в начальной школе».
Подготовила : воспитатель высшей квалификационной категории Борисова Любовь Николаевна
Вопрос готовности детей к школе существовал всегда, но несколько десятилетий назад он был сформирован как проблема в связи со снижением сроков начала системного обучения. Готовность ребёнка к успешному усвоению математики является одной из составляющих его общей готовности к школьному обучению. Определить степень математической готовности детей к школе возможно только в условиях современного подхода к математическому образованию, основанному на психологических закономерностях формирования знаний и на возрастных особенностях будущих первоклассников.
Специальная математическая готовность будущих первоклассников есть многокомпонентное образование, показателями которых являются :
• Объём математических знаний и умений в соответствии с программами воспитания в дошкольном образовательном учреждении;
• количество математических знаний : осознанность, прочность, запоминание, возможность использовать их в самостоятельной деятельности;
• наличие умений и навыков учебной деятельности:
• степень развития познавательных интересов и способностей;
• способности развития речи (усвоение математической терминологии);
• особенности развития мышления (логические операции);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом, в частности к математической деятельности.
Остановимся на одном из компонентов математической готовности дошкольников, а именно восприятия количества.
Категория количества – одна из наиболее абстрактных категорий мышления человека, является основной математической категорией. Окружающая нас действительность представлена как дискретными (прерывными, так и непрерывными множествами. Количественные характеристики дискретных множеств находят посредством счёта, а непрерывных – посредством измерения. Соответственно в категории количества выделяют два основных понятия – число и величина, и, следовательно, её содержание представляет собой единство этих понятий.
В основании понятия величина лежат другие математические понятия, выражающие характер отношений между объектами: равно, больше, меньше. Их применение определяется, во-первых, наличием общего для сравниваемых предметов признака, и, во-вторых, наличием критерия сравнения, то есть того, что позволяет установить, какое именно соотношение имеет место. Опираясь на данное определение, М. А. Семёнова в своих исследованиях подчёркивает, что генетической основой понятия величина является особая форма связи (отношения) элементов, которые обнаруживаются в сериационном ряду. В качестве специфического действия, направленного на внедрения этих отношений, выступает действие, систематизирующее элементы множества по признаку различия, именно действие упорядочивания знаний данной величины. Владеть понятием величина – значит уметь вычленять из объекта указанное генетически исходное отношение или воссоздать эту связь, осуществляя действие упорядочивания. Момент преобразования диагностичен, так как он показывает логику, в соответствии с которой может действовать испытуемый.
Практические действия ребёнка с элементами различных множеств, восприятие предметов, звуков, движений, явлений и последующее обозначение их количества соответствующим словом создают необходимую основу для формирования понятия числа, так как дети начинают замечать общее свойство любых сравниваемых групп объектов, объединять и различать разные множества по количеству.
Так, согласно исследованиям Е. И. Буллер, основу развития представлений о числе у детей дошкольного возраста составляет образное, зрительное восприятие количества, психологическим (или внутренним) средством которого является субъективный феномен, названный её образом числа.
Наблюдения за результатами процесса формирования математических представлений у детей в ДОУ показывают, что у дошкольников формируются неодинаковые умения различать количественные характеристики различных множеств.
Во избежание возникновения возможных трудностей в ходе изучения математики в школе и для эффективной организации самого процесса обучения учитель начальных классов должен чётко представлять степень развития у будущих учеников умения определять количество объектов в множестве.
В основу диагностики уровня сформированности восприятия количества можно взять принцип задания из методики О. В. Защиринской «Упорядочивание», где от дошкольников требуется упорядочить с кружочками (от одного до пяти) в зависимости от их количества, предварительно рассмотрев их.
Нужно учитывать не только и несколько сам факт выполнения или невыполнения задания, сколько процедуру его выполнения. Поэтому определяются следующие уровни сформированности восприятия количества :
I уровень: испытуемый начинает выкладывать сериационный ряд с любой карточки, правильно располагая все последующие карточки. Задание выполняется им верно и самостоятельно.
II уровень: испытуемый выбирает из всех карточек карточку с наименьшим (или наибольшим) числом кружков и начинает выкладывать сериационный ряд. Задание выполняется им верно и самостоятельно.
III уровень: сериационный ряд выкладывается с наименьшей (или с наибольшей) карточки, допускаются ошибки, но после оказания ребёнку помощи задание выполняется им верно.
IV уровень: ребёнок затрудняется в выполнении задания и не справляется с ним даже после оказания ему помощи.
Анализ результатов обследования детей по данной методики показал, что из 170 будущих первоклассников на I уровне с заданием справились 23 человека (13,52%, на II уровне – 123 человека (72,36%, на III уровне – 17 человек (10%, на IV уровне – 7 человек (4,12%).
Таким образом, на I и II уровнях с заданием справились 146 детей.
Вопрос готовности детей к школе существовал всегда, но несколько десятилетий назад он был сформирован как проблема в связи со снижением сроков начала системного обучения. Готовность ребёнка к успешному усвоению математики является одной из составляющих его общей готовности к школьному обучению. Определить степень математической готовности детей к школе возможно только в условиях современного подхода к математическому образованию, основанному на психологических закономерностях формирования знаний и на возрастных особенностях будущих первоклассников.
Специальная математическая готовность будущих первоклассников есть многокомпонентное образование, показателями которых являются :
• Объём математических знаний и умений в соответствии с программами воспитания в дошкольном образовательном учреждении;
• количество математических знаний : осознанность, прочность, запоминание, возможность использовать их в самостоятельной деятельности;
• наличие умений и навыков учебной деятельности:
• степень развития познавательных интересов и способностей;
• способности развития речи (усвоение математической терминологии);
• особенности развития мышления (логические операции);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом, в частности к математической деятельности.
Остановимся на одном из компонентов математической готовности дошкольников, а именно восприятия количества.
Категория количества – одна из наиболее абстрактных категорий мышления человека, является основной математической категорией. Окружающая нас действительность представлена как дискретными (прерывными, так и непрерывными множествами. Количественные характеристики дискретных множеств находят посредством счёта, а непрерывных – посредством измерения. Соответственно в категории количества выделяют два основных понятия – число и величина, и, следовательно, её содержание представляет собой единство этих понятий.
В основании понятия величина лежат другие математические понятия, выражающие характер отношений между объектами: равно, больше, меньше. Их применение определяется, во-первых, наличием общего для сравниваемых предметов признака, и, во-вторых, наличием критерия сравнения, то есть того, что позволяет установить, какое именно соотношение имеет место. Опираясь на данное определение, М. А. Семёнова в своих исследованиях подчёркивает, что генетической основой понятия величина является особая форма связи (отношения) элементов, которые обнаруживаются в сериационном ряду. В качестве специфического действия, направленного на внедрения этих отношений, выступает действие, систематизирующее элементы множества по признаку различия, именно действие упорядочивания знаний данной величины. Владеть понятием величина – значит уметь вычленять из объекта указанное генетически исходное отношение или воссоздать эту связь, осуществляя действие упорядочивания. Момент преобразования диагностичен, так как он показывает логику, в соответствии с которой может действовать испытуемый.
Практические действия ребёнка с элементами различных множеств, восприятие предметов, звуков, движений, явлений и последующее обозначение их количества соответствующим словом создают необходимую основу для формирования понятия числа, так как дети начинают замечать общее свойство любых сравниваемых групп объектов, объединять и различать разные множества по количеству.
Так, согласно исследованиям Е. И. Буллер, основу развития представлений о числе у детей дошкольного возраста составляет образное, зрительное восприятие количества, психологическим (или внутренним) средством которого является субъективный феномен, названный её образом числа.
Наблюдения за результатами процесса формирования математических представлений у детей в ДОУ показывают, что у дошкольников формируются неодинаковые умения различать количественные характеристики различных множеств.
Во избежание возникновения возможных трудностей в ходе изучения математики в школе и для эффективной организации самого процесса обучения учитель начальных классов должен чётко представлять степень развития у будущих учеников умения определять количество объектов в множестве.
В основу диагностики уровня сформированности восприятия количества можно взять принцип задания из методики О. В. Защиринской «Упорядочивание», где от дошкольников требуется упорядочить с кружочками (от одного до пяти) в зависимости от их количества, предварительно рассмотрев их.
Нужно учитывать не только и несколько сам факт выполнения или невыполнения задания, сколько процедуру его выполнения. Поэтому определяются следующие уровни сформированности восприятия количества :
I уровень: испытуемый начинает выкладывать сериационный ряд с любой карточки, правильно располагая все последующие карточки. Задание выполняется им верно и самостоятельно.
II уровень: испытуемый выбирает из всех карточек карточку с наименьшим (или наибольшим) числом кружков и начинает выкладывать сериационный ряд. Задание выполняется им верно и самостоятельно.
III уровень: сериационный ряд выкладывается с наименьшей (или с наибольшей) карточки, допускаются ошибки, но после оказания ребёнку помощи задание выполняется им верно.
IV уровень: ребёнок затрудняется в выполнении задания и не справляется с ним даже после оказания ему помощи.
Анализ результатов обследования детей по данной методики показал, что из 170 будущих первоклассников на I уровне с заданием справились 23 человека (13,52%, на II уровне – 123 человека (72,36%, на III уровне – 17 человек (10%, на IV уровне – 7 человек (4,12%).
Таким образом, на I и II уровнях с заданием справились 146 детей. по другим показателям математической готовности (объём знаний. Количество знаний, особенности развития мышления и др) эти дошкольники, как правило, проявляли себя также на достаточно высоком уровне. Но говорить о высокой степени готовности этих детей к школе говорить преждевременно, так возникают новые вопросы и направления исследования. Надо установить, в каком соотношении находятся между собой такие показатели математической готовности дошкольников, как уровень сформированности восприятия количества и уровень сформированности логических операций или умений учебной деятельности.
При изучении индивидуальных особенностей детей необходимо выяснить, что одной из ведущих сенсорных модельностей является линейное мышление.
Решение обозначенных выше вопросов и определение уровня сформированности восприятия количества как одного из направлений математической готовности позволяет педагогам более полно реализовать в обучении принципы индивидуального и личностно-ориентированного подходов, которые сегодня являются приоритетными.