Наталья Науменко
Выступление на родительском собрании будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Ход встречи.
I. Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.
Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Публикация «Выступление на родительском собрании будущих первоклассников» размещена в разделах
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте лист. Что у вас получилось? Снежинка.
Сейчас я попрошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Ведущий: А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что дети тоже все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. И в школу они приходят все совершенно разные.
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками
Часто родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, считающий и пишущий малыш придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость.
Почему это происходит?
Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления, у него недостаточно развиты внимание и память, зрительное и слуховое восприятие.
Как подготовить ребенка к успешному обучению в школе?
Одним из главных условий успешной учебы ребенка является его здоровье. Поэтому родителям нужно сохранять и укреплять здоровье детей, нервную систему, проверить слух, зрение, приучать к правильной осанке. Важным условием сохранения здоровья ребенка является правильно организованный режим дня, чередование умственной и двигательной активности ребенка, смена труда и отдыха.
Наряду с заботой о физическом здоровье, необходимо заботиться о психическом и умственном развитии ребёнка. С ним нужно заниматься каждый день от 15 до 30 минут. Главное в занятии с ребёнком не количество часов, а их регулярность. Чем чаще вы будете заниматься, тем лучше будет развиваться ваш ребёнок.
К моменту поступления в школу будущий первоклассник должен уметь :
- Выделять фигуру из фона,
- определять контуры отдельных фигур среди нескольких
наложенных друг на друга изображений.
- отличать близкие, но не тождественные фигуры,
- Находить 10 отличий между предметами.
- Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов.
- Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
- Уметь находить одинаковые предметы.
- Уметь ориентироваться в пространстве «право-лево», «верх-низ», "ближе-дальше"
- Объединять предметы в группы по определённым признакам.
- Находить закономерность в построении ряда предметов.
- Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
- Решать логические задачи.
- пересчитывать предметы в прямом и обратном порядке в пределах
10. Все это усваивается в играх и при выполнении поручений: принеси две ложки, поставь на стол 4 чашки и т. д.)
-называть соседей числа (предыдущее и последующее числа)
Очень часто родители задают такой вопрос : Нужно ли учить ребенка читать? Если вы решили научить ребенка читать, то сначала нужно проконсультироваться с учителем, изучить методику обучения чтению.
Но правильнее всего будет если ребенок сначала научится слышать звуки, из которых состоят слова.
Начните с игры:
- назови как можно больше слов, которые начинаются со звука К, Д ит. д.
- назови слова, которые заканчиваются звуком М, Р,О.,
- Я буду называть слова, а ты если услышишь звук С - хлопни. (конь, стол, цветок, крыша, кросс, руль и т. д.)
- Сосчитай сколько звуков я произнесла ( Н-Р: сон, стол, лес.)Когда ребенок научится слышать и различать звуки, можно приступать к обучению чтению.
Важнейшим моментом является развитие речи ребенка.
Дошкольник должен уметь: (
- произносить все звуки
(Если ребенок не выговаривает какие-либо звуки, то необходимо упражняться в этом. Употреблять в разговоре с ребенком чаще слова, в которых содержаться эти звуки. Обратитесь к логопеду.
- Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
- Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
- Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
Развивать словарный запас ребенка помогут игры:
"Что делает этот предмет?" Солнце, ветер, медведь,.
"Закончи слово". Взрослый называет первый слог, ребенок должен - его договорить.
"Наоборот" высоко -, далеко, добрый -, тепло -, толстый -.
"Дополни предложение" Н-Р: Зимой на улице холодно потому, что.
- отгадывайте загадки, сочиняйте рассказы. стихи.
- Как вы думаете какой самый сложный предмет в школе для 1 классника? (Письмо)
Т. К. не всегда развита мелкая моторика рук
Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, что-то мастерили, успешно овладевают навыками письма.
Развитию мелкой моторики способствуют такие упражнения:
-лепка
-вырезание из бумаги
- работа с конструктором
- раскрашивание
-штриховка. Проводимые линии должны быть чёткими, прямыми.
. Если у ребёнка линии получаются кривые, то нужно давать больше заданий на штриховку фигур. При этом объясните: одну фигуру раскрась ведя карандашом сверху вниз, а другую справа налево. Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- вышивание
- собирание бус и др.
К началу школьного периода ребенок должен:
- Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования.
- Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
- Ориентироваться в тетради в клетку или в линию.
-Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Развивая мелкую моторику, развиваются не только мышцы пальцев рук, но и развиваются клетки головного мозга.
Вопросы, на которые Ребё нок в возрасте 6 лет должен знать ответы:
Сколько тебе лет?
Как тебя зовут? Назови полную фамилию, имя, отчество.
Когда ты родился?
Где ты живёшь? Назови город, свой адрес.
Назови номер своего телефона?
Как зовут родителей? Где и кем они работают?
Что делают в школе?
Как называются дни недели и месяцы?
Чем отличается весна от осени?
Какими приборами измеряют время, расстояние, температуру?
Какие ты знаешь профессии? Кто строит дома? Кто рисует картины? Кто пишет музыку? Кто печёт пироги? Кто шьёт одежду?
Какие ты знаешь города?
Обратите внимание на следующий момент ребенок должен уметь Концентрировать своё внимание на выполнении задания хотя бы на 10-15 минут, даже если оно ему не совсем по душе. Если же этого не происходит и ребенок не может сосредоточится на задании. Не оправдывайте его тем, что он еще мал, все пройдет и придет со временем. Если не работать над этим сейчас, то позже это может стать большой проблемой для ребенка. Обратитесь к специалистам, они помогут вам справиться с проблемой.
К началу обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (т. е. «надо» уже может пересилить «хочу»), у ребенка формируется такое качество, как произвольность, т. е. уменьшается количество импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал, или не подумал вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень интересное задание.
д. б. развита способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями. Понаблюдайте за деятельностью вашего ребёнка. Например, за совместной со взрослыми игрой. Проявляет ли ребёнок тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Не ругайте малыша, за то что у него что- то не получается.
А наоборот, хвалите и поддерживайте его за его маленькие победы и достижения.
Несколько слов о воспитании и правилах поведения
Ребёнок должен понимать, что со взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дедушкой. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит или играет с детьми, то ребенку всё равно не следует выходить за рамки своей роли ученика.
Родителям необходимо научить ребенка элементарным правилам поведения:
а) приучить к аккуратности (любое поручение проверять)
б) научить укрощать свои желания: учить его тому, что “можно”, а что “нельзя”; учить отличать, что “хорошо”, а что “плохо”. Ребенок должен знать, что такое “хочу”, и что такое “надо”.
2. Научить уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться (знать правила вежливости).
3. Научить дружить (воспитывать чувство товарищества)
4. Научить слушать и выполнять требования взрослых.
5. Нужно приучать ребенка к труду. Воспитывать его так, чтобы он не боялся работы, любил работать. Установите для ребенка круг обязанностей, которые должны систематически выполняться.
Навыки самообслуживания у дошкольника нужно отрабатывать и развивать:
- следить за своим внешним видом
- самостоятельно умываться, чистить зубы
-уметь пользоваться расческой, носовым платком
- аккуратно складывать вещи
- убирать свое рабочее место
- самостоятельно одеваться и раздеваться
- мыть руки перед едой, аккуратно кушать и убирать за собой со стола.
У ребенка должно быть желание учиться в школе.
Скажите: Ваши дети сейчас хотят идти в школу?. А почему?
Ответы можно услышать самые разные: если ребенок отвечает потому, что там учится старший брат или сестра ; потому, что купят новый красивый портфель, значит он ещё не до конца осознаёт всю серьезность и значимость школьной жизни, хотя в этих мотивах нет ничего плохого.
Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда на это вопрос прозвучит ответ: хочу получить новые знания, умения, участвовать в серьёзной деятельности.
Мы для вас и ваших детей приготовили небольшой тест, который поможет вам определить готов ли ваш ребенок к школьным трудностям, ,достиг ли личностной зрелости или ещё не совсем. На столах тесты.
для вас Тест - экспресс
Попробуем определить, готов ли ваш ребенок к обучению в школе.
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
1. Мой ребенок сидит на занятиях спокойно.
2. Внимательно слушает воспитателя и старается выполнять все его задания.
3. Все работы старается выполнять самостоятельно и аккуратно.
4. Мой ребенок может довольно подробно и складно ответить на вопрос педагога, пересказать небольшой рассказ.
5. Быстро запоминает стихи и песенки.
6. Мой ребенок быстро сближается с товарищами, чувствует себя в детском коллективе хорошо.
7. Мой ребенок активно участвует в праздниках и других мероприятиях детского сада.
Если Вы на все вопросы ответили “+”, то ваш ребенок к школе готов.
А если при ответе на вопросы вы поставили “-”, то вам необходимо задуматься, все ли вы, как родитель, сделали для успешного обучения ребенка в школе.
Итак,
Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Успехов Вам и – больше веры в себя, и в возможности своего ребёнка!