Анна Соколова
Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
"Быть готовым к школе - не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться".
Л. А. Венгер.
Если исходить из определений преемственности, представленных в различных словарях, то можно сказать, что преемственность – это идущий в порядке последовательности процесс, основанный на переходе чего-либо непосредственно от одного к другому.
Публикация «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с переходом на ФГОС 2 поколения, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.
Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за стола детского сада за школьную парту. Даже хорошо подготовленные дети в первое время испытывают трудности. Что же касается детей с недостаточной психологической готовностью к школе, то их адаптация растягивается на долгие месяцы.
Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются : развитие любознательности; развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет свою собственную внутреннюю позицию. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Детским садом и школой составляется план взаимодействия на год конкретных действий для обеспечения наиболее благоприятных условий адаптации детей к школе. План сотрудничества предусматривает работу с детьми, работу в связке воспитатель – учитель и работу с родителями. Работа с детьми раскрывается через экскурсии в школу (в классы, библиотеку, спортивный зал, совместные мероприятия с первоклассниками («веселые старты», «викторина по краеведению», видеопрезентация «дорожная безопасность глазами детей», посещение уроков). Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке. Работа с родителями это, прежде всего, освещение проблемы на родительских собраниях в группах, анкетирование, тренинги, направленные на получение опыта нового видения привычных способов воздействия на ребенка, проведение родительского собрания совместно с учителями начальной школы «Взгляд со стороны». Сотрудничество воспитателя и учителя заключается в изучении и анализе программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе, в составлении списков будущих первоклассников, в обмене опытом, в рекомендациях учителя воспитателю по подготовке детей к школе.
В преддверии школьной жизни ребенка на первом месте по значимости стоят интересы семьи как первичного источника социализации, процесс проживания ребенком взросления связан с опытом его эмоциональных семейных связей и обусловлен характером внутрисемейных отношений, компетентностью родителей. Вот почему важная функция дошкольного учреждения – быть центром, интегрирующим интересы, ожидания и тревоги семьи, школы и самого ребенка.
Список литературы:
1. Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубкова. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей бедующих первоклассников : Методическое пособие (приложение к журналу «Управление ДОУ») 2006 г.
2. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования.
3. Л. Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения". https://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17