Марина Ноздрачева
Занятие с детьми старшего возраста «Этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог предлагает детям вспомнить, о каком <<волшебном>> слове читали им в рассказе
В. А. Осеевой. Ребята отвечают:
- Нам читали о слове <<пожалуйста>>.
- Почему оно названо волшебным? В каких случаях его произносят? – спрашивает воспитатель и предлагает рассказать, как дети обращаются с просьбой или за помощью к взрослым, родителям, воспитателю, няне, заведующей, друг к другу.
- Какие ещё слова можно назвать волшебными?
Публикация «Занятие с детьми старшего возраста „Этикет“» размещена в разделах
Дети отвечают: <<Спасибо>>; <<Благодарю вас>>; <<Извините>>; <<Разрешите>>; <<Будьте добры>>; <<Будьте любезны>>; <<Приятного аппетита>>; <<Доброе утро>>; <<Спокойной ночи>>.
- Почему вы считаете их волшебными?
- Потому что они вежливые.
Воспитатель уточняет:
- Эти слова волшебные потому, что человеку, обратившемуся в вежливой форме, трудно отказать в просьбе. Если человек говорит: <<Спасибо>>; <<Благодарю вас>>, если он высказывает добрые пожелания (<<Приятного аппетита>>; <<Спокойной ночи>>, то проявляет этим уважение к другому, старается порадовать его свои расположением, вниманием.
Воспитатель предлагает вспомнить, когда и какими волшебными словами дети пользуются дома, не забывают ли перед сном пожелать доброй ночи родителям, близким, приветствуют ли утро с соседей и знакомых, встречающихся по пути в детский сад, и т. д.
Затем несколько <<упражнений>>, дающих возможность выявить, знают ли дети, как вести себя в конкретной ситуации. Например:
- Когда трамвай подъезжал к остановке, его неожиданно качнуло иЛена нечаянно толкнула стоящую впереди женщину. Девочка тут же произнесла волшебное слово, и недовольство на лице женщины сменилось улыбкой…. Что сказала девочка?
- Извините, пожалуйста.
- Простите, пожалуйста.
- Правильно. А как бы вы дети, обратились с просьбой к заведующей, если бы я поручила кому-нибудь из вас попросить у неё клей или кисточки?
- Мария Петровна, мне Вера Николаевна велела взять у вас клей и кисточки. Дайте их пожалуйста, - отвечает Марина.
- Правильно ли обратилась марина с просьбой, как вы считаете, дети?
Ребята затрудняются с ответом, и воспитатель разъясняет:
- Говорить <<Вера Ивановна велела>> невежливо: велеть – значит приказывать. Марина надо было передать не приказ, а мою просьбу в вежливой форме. Значит, как надо было сказать, кто знает?
- Мария Ивановна, дайте, пожалуйста, клей и кисточки. Мне поручила их взять вера Ивановна.
- Как бы вы сказали, предлагая помощь нашей няне Нине Васильевне?
- Разрешите, я вам помогу.
- Как предложить новенькому мальчику игрушку?
- Пожалуйста возьми, Алеша.
- Что надо сказать, если кому-нибудь из вас в гостях предлагают обедать вместе с хозяевами, а вы не хотите. Как отказаться, что не обидеть их?
- Спасибо, я сыт.
- Как поступить в таком случае? Кому-то из вас надо обратиться ко мне, чтобы позвать в вестибюль, где меня ожидает Валина мама, а я в это время разговариваю с заведующей. Как быть?
- Я бы подождал, когда вы закончите разговаривать.
- Если Валина мама торопится, ей некогда ждать?
- Тогда я бы сказал: <<Извините, пожалуйста, вас ждут в вестибюле>>.
Педагог подводит итог: какие <<волшебные>> слова знают дети, в каких случаях произносят их, все ли вежливы?