Татьяна Вражнова
Занятие-наблюдение на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы прогулки зимой были интересными и привлекательными их нужно правильно организовать.
В начале зимы вместе с детьми планируем свой участок: помечаем место для горки, а больше всего места оставляем для постройки из снега.
Готовим к зиме и кукол. Они имеют зимнюю одежду и обувь.
Когда участок спланирован, напоминаю детям осмотреть все деревья и кустарники, напомнив, что зимой их надо беречь больше. Объясняю детям, что нельзя зимой играть там, где растут многолетние растения и в огороде
Публикация «Занятие-наблюдение на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Во время наблюдений, прежде всего, обращаю внимание детей на солнце. Какое оно сегодня: тусклое, яркое или закрытое облаками? Вспоминаем, какое оно было вчера. Делаем вывод, что солнце позже восходит и все раньше заходит. В связи с этим дни уменьшаются. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее. Объясняю детям что зима еще впереди.
Спрашиваю детей, что происходит с комнатными растениями? Все начинают оживать и зеленеть. Делаем вывод, что растениям нужен свет, а если день уменьшается, то и света стало больше.
Но почему же деревья не растут и не зеленеют? Что кроме света нужно растениям? (им нужно тепло). Комнатные растения растут в тепле, а деревьям на участке стало холоднее, чем в начале зимы.
Снег Какую радость ребятишкам доставляет первый снег! Обращаю внимание детей как красиво зимой! Зима как художник, окрашивает все вокруг пушистой белой кистью. Деревья уже не кажутся голыми: они оделись в белоснежный наряд; побелели и дорожки. Очень часто читаем с детьми стих И. Сурикова «Зима» (Белый снег пушистый
В воздухе кружится… и т. д.)
Предлагаю детям понаблюдать, как кружится, падает снег. Рассматриваем с детьми отдельные снежинки. Они очень красивы по форме: похожи на звездочки, тонкие пластинки, цветы и иглы. Наблюдаем с детьми, как снег скрипит под ногами.
Не менее красивое зрелище, когда снег падает сплошной пеленой. Приучаю детей любоваться снегопадом. Спрашиваю, почему он так называется.
После снегопада, всюду оживление – очищают улицы от снега. Наблюдаем, какие сугробы намело на участке! Любуемся красотой высоких сугробов, особенно когда они освящены ярким январским солнцем. Спрашиваю детей, что можно сказать о снеге. Они отвечают, что снег пушистый, глубокий, мохнатый, слоистый, что он блестит на солнце, переливается и искрится.
Если после снегопада начинается оттепель, на участке на участке начинаем строительство, играем в снежки.
Мороз. В морозную погоду рассматриваем узоры на окнах, которые искрятся на солнце разноцветными огоньками
В феврале наблюдаем вьюгу, метели, поземку. Здесь уместно почитать с детьми стих С. Маршака «Февраль»
«Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка…»
Все выше и выше поднимается солнце, но до тепла еще далеко. Наблюдаем с детьми, как снег становится серым, оседает, на верху появляется ледяная корочка. Дети наблюдают за первыми сосульками, как с них капает капель
Деревья. Зимой деревья без листьев – можно хорошо рассмотреть их строение: крону, ствол, расположение веток. Рассказываю детям, какую пользу приносят деревья. Полюбовавшись зимним видом, предлагаю детям узнать деревья. Учимся отличать их от кустарников : У деревьев один толстый слой, а у кустарников много тонких слоев. Например «сирень» Спрашиваю детей, кустарник это или дерево? (кустарник) Рассматриваем. Все дети знают душистые цветы сирени. Ее листья до самых морозов остаются на ветках зелеными. Почки крупные. Говорю детям, что сирень легко приживается и быстро растет. Для закрепления знаний о деревьях и кустарниках играем в игру «Узнай по описанию». Ребенок описывает какое-нибудь дерево или кустарник, а дети узнают его. Очень любят дети и такие игры: «Отгадай сколько шагов», «Разведчики».
Наблюдая птиц у кормушки, дети замечают, что с наступлением холодов их стало прилетать больше. Обращаю внимание детей на то, что поведение птиц в разную погоду разное. В мороз, они сидят нахохлившись, меньше щебечут, а в оттепель оживлены, больше летают. Детям очень нравится наблюдать за птицами, кормить их. Особенно много к кормушке прилетает воробьев. Они всегда с нами. Во время прогулок беседуем с детьми о животных. Рассказываю детям, как живут животные зимой в лесу.
Медведь спит неспокойно: нет-нет да и посмотрит зеленым глазом из отверстия в берлоге, затем повернется на другой бок и опять спит.
В середине зимы у медведицы появляются детеныши. Крошечные медвежата. Им тепло около мамы.
Еж тоже спит, только его засыпало снегом.
А лиса и волк бегают в поисках пищи. Лисе не холодно, она как будто валенки надела: на ее ногах густая шерсть.
Лиса чует мышей, которые бегают под снегом. Она долго принюхивается, потом начинает бегать и прыгать на снегу, а мыши испугавшись, выбегают.
Зайчик весь день сидит под кустом. Снег белый и заяц белый – его и не видно. А ночью косой поскачет искать пищу: кору погрызет у деревьев.
Беседуем с детьми и о домашних животных, как они переносят зиму. Кошка старается ближе сесть к батарее. Она любит тепло.
Собаки привязаны к хозяину: любят гулять с ним, сторожат дом, квартиру. Стараясь привить детям добрые чувства к животным, читаю стих В. Соловьевой «О щенке»
А щенок был очень одинок
В конуре с подстилкой из соломы
Поиграть с ребятами не мог
Приласкаться к людям незнакомым
Только все глядел с тоской вокруг
Только звал людей что было силы
Обходили люди конуру:
«Ну на всех-то лает! Что за псина…
Прямо зверь какой-то в конуре
Покусает, вон какая злая
Говорили люди во дворе
Языка собачьего не зная.