Ирина Амосова
Конспект занятия по творчеству А. С. Пушкина «Путешествие по Лукоморью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать представление у дошкольников о творчестве А. С. Пушкина, о кропотливой работе художников-иллюстраторов над созданием сказочных образов по его сказкам.
Программное содержание:
1. Расширять знания детей о поэте А. С. Пушкине, познакомить с его семьёй и началом его «сказочного» творчества.
2. Развивать у детей художественное восприятие, умение откликаться и понимать сказочный художественный образ в сказках А. С. Пушкина, активизировать проявление эстетических чувств, эмоций, эстетических способностей; способствовать у детей формированию эстетической оценки и активизировать высказывание детьми эстетических суждений.
Публикация «Конспект занятия по творчеству А, С, Пушкина „Путешествие по Лукоморью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
3. Показать, как с помощью композиции, цвета, различных деталей и т. д. художники-иллюстраторы создают выразительные сказочные образы, обратить внимание на особенности национальных традиций.
4. Продолжать развивать познавательные и творческие способности детей, умение высказывать свои мысли, суждения, впечатления, активизировать использование слов и словосочетаний: сказочные персонажи, иллюстрация, сказочные образы и т. д.
5. Развивать у детей творчество в изобразительной деятельности, желание создавать сказочные образы в своих рисунках, по сказкам А. С. Пушкина.
Материал к занятию: аудиозапись «Волшебная музыка», русская народная плясовая Камаринская, русский народный оркестр баян, книги со сказками А. С. Пушкина, портрет поэта, фотография села Михайловское, картина И. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском, картина Ксавье де Местр; "Пушкин - ребенок". 1801-1802, портрет отца и дяди, презентация иллюстраций по сказкам А. С. Пушкина, наборы цветных карандашей, мелков, простые карандаши, листы бумаги А-4, А-3, мольберт.
Предварительная работа: В свободное время детей знакомили с творчеством А. С. Пушкина (чтение, просмотр и слушание сказок, была оформлена выставка сказок поэта, портрет А. С. Пушкина, организована экскурсия в Национальный музей «Нянины сказки» (по мотивам сказок А. С. Пушкина)
Ход занятия.
1 Часть:
- Ребята, вы когда-нибудь бывали в волшебной стране?
- А хотели бы там оказаться?
- На каком волшебном транспорте мы туда отправимся? (ответы детей). Давайте полетим туда на ковре – самолёте, какие правила мы должны соблюдать? (не качаться, не сидеть близко к краю)
Возьмём с собой волшебную книгу сказок, она покажет нам дорогу. Согласны, тогда в путь! (дети усаживаются на ковёр в зале, звучит аудиозапись «Волшебная музыка»)
Навострите свои ушки, открывайте шире глазки,
В волшебной стране начинается сказка.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны,
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных…
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный,
Свои мне сказки говорил.
- Вот мы и в волшебной стране, но кто же здесь живёт? (сказки, герои сказок А. С. Пушкина)
- Как вы думаете, кто повелитель сказочной страны? (А. С. Пушкин)
- Да, он придумал все эти чудесные сказки.
Дети подходят к выставке сказок А. С. Пушкина. (на мольберте так же представлены: портрет поэта, картина Ксавье де Местр: "Пушкин - ребенок" 1801-1802, фотография села Михайловское, картина И. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском, портрет отца и дяди)
Александра Сергеевича Пушкина знают не только в нашей стране. Он известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец и дядя Саши очень любили читать и писать стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.
Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства. Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою няню и приезжая домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.
- Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок для детей и взрослых.
- Какие сказки, вам здесь знакомы? (дети перечисляют сказки, сказочных персонажей, выбирают понравившуюся книгу)
2 часть:
- Хотите полюбоваться на иллюстрации к любимым сказкам. (дети садятся полукругом перед экраном, беседа с показом презентации иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина)
-Известно, что Пушкин всю жизнь собирал русские сказки и предания и причудливо переплетал их в своём воображении.
В результате появились такие шедевры, как поучительная «Сказка о рыбаке и рыбке, романтическая «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», озорная и мудрая «Сказка о попе и работнике его Балде» и легкая, динамичная «Сказка о царе Салтане».
Пушкинские сказки потому так нравятся детям, что в них нет ни длинных описаний, ни отступлений от сюжета. Действие в его сказке развивается стремительно и всегда приводит к счастливому концу. Какие бы волшебные и невероятные события ни происходили с героями сказок, юным читателям становится ясно одно: добро побеждает зло. Герои добра – справедливые, сильные, красивые. Герои зла – жадные, лживые, смешные и жалкие. Сказки учат различать хорошее и плохое, понимать, что добро всегда сильнее.
- Рассмотрите иллюстрации к сказкам, какие вам больше понравились, чем? (дети называют сказки, комментируют)
-Художники-иллюстраторы в своих рисунках старались передать как можно интересней сказочных героев, их характер, манеру поведения с другими персонажами, показать в какое время они жили.
- Что бы вы могли услышать или почувствовать, попав в картину? (шум моря, полюбоваться, как белочка золотой грызёт орех, погулять по сказочному городу, увидеть витязей-великанов и т. д.)
- Что привлекало художников-иллюстраторов в сказках Пушкина (интересные сказочные превращения, задумки, сюжет сказки)
- Чем они восхищались, что стремились передать? (красотой речи, старинными обычаями на Руси, желание изобразить свои впечатления, передать образы, характеры персонажей)
- Обратите внимание на костюмы того времени, какие краски преобладают в одежде у бедных, богатых? (ответы детей)
-У богатых, в костюмах, преобладают яркие цвета: синие, красные, жёлтые, зелёные, белые краски, а у бедных не броские, не яркие, как их тяжёлая жизнь: серые, коричневые, чёрные, белые. Почему? (ответы детей)
- Какие платья носили девушки и женщины? Какие узоры на них вы заметили, какие понравились (длинные, сарафаны, рубашки с длинными рукавами, красивые душегрейки, кокошники, волосы убраны под платок, заплетены в косу, и т. д.) , (узоры: яркие полосы, точки, кружки, волнистые линии, и т. д.)
- А мужчины? (яркие кафтаны, рубахи с длинными рукавами, широкие штаны, перевязанные кушаком, расписные кафтаны, высокие сапоги, красивые шапки отороченные мехом, сафьяновые сапоги, у бедных-лапти).
- Почему в одежде встречаются элементы цветов, листьев, ветвей? (любили природу, брали у неё красивые элементы, яркие краски)
- Чем украшали свои костюмы в то время на Руси? (драгоценными камнями, жемчугом, яркой тесьмой, цветными лентами и т. д.)
- А сейчас мы носим такие костюмы?
- Если бы вы смогли попасть в иллюстрацию к сказке, каким героем хотели бы стать, что бы сделали? (приём «вхождения в картину» дети рассказывают свои впечатления, проявляют творчество в речи)
- Что бы вы сказали сказочному герою, каким голосом? (дети подражают голосам сказочных героев, упражнение способствует более глубокому пониманию образа)
3 Часть:
Физминутка.
Звучит русская народная плясовая Камаринская
- Как бы вы стали двигаться или танцевать, превратившись в сказочных героев? (дети движениями изображают понравившихся сказочных персонажей)
- Как интересно в стране сказок А. С. Пушкина, сколько нового мы узнали здесь, но нам пора возвращаться, наше время пребывания истекло, присаживайтесь на ковёр-самолёт и в обратный путь. (звучит аудиозапись «Волшебная музыка»)
- Вот мы и вернулись. Кто же рисует иллюстрации к сказкам? (художники-иллюстраторы)
- А хотите и мы с вами как настоящие художники нарисуем героев из сказок А. С. Пушкина. (дети садятся за приготовленные рабочие места, на столах наборы цветных карандашей, восковых мелков, простые карандаши, листы бумаги А-4, А-3;)
- Представьте своего любимого сказочного героя, какой он, во что одет, как двигается, что делает? Звучит аудиозапись русского народного оркестра баян.
Идёт самостоятельная работа, дети в рисунке отображают свои впечатления.
- В какой стране мы побывали?
- С кем познакомились?
- Что вам там понравилось?
- Давайте устроим выставку сказочных персонажей А. С. Пушкина. (дети вывешивают на магнитной доске свои работы, делятся впечатлениями)