Татьяна Никольская
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Закреплять представления воспитанников о временах года.
Обогащать словарь воспитанников искусствоведческими терминами.
Развивать у воспитанников эмоциональное восприятие цвета, вызывая эмоциональный отклик на живописные картины, обращая внимание, что цвет в живописи – основное средство выразительности.
Развивать интерес к пейзажной живописи.
Воспитывать желание высказывать своё мнение о репродукциях картин художников, настроение в рисунке.
Материалы:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Репродукции картин «Золотая осень» И. Левитана, «Зима» И. Шишкина, «Московский дворик» В. Поленова, «Пейзаж в Островском» Н. Ромалина.
Материалы и оборудование для продуктивно деятельности (акварель, кисти, альбомные листы, палитры).
Предварительная работа:
Художественно-развивающие игры «Подбери цвета, которые художник использовал в своей картине», «Найди по палитре», рассматривание репродукций картин художников, чтение произведений русской литературы, слушание классической музыки (П. И. Чайковский «Времена года»).
Педагогический процесс.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие. Только это не обычное путешествие. Мы отправимся с вами в разные времена года. А поможет нам в этом тучка времени. В какое время года вы хотите попасть?
( Ответ: в осеннее время года). Закрывайте глаза, мы отправляемся в путь.
Тучка, тучка, ты – летучка
Лети быстрее, в осеннее время года занеси нас скорее.
Воспитанники открывают глаза, выходят на осеннюю полянку, перед ними картина И. Левитана «Золотая осень».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в каком времени года мы с вами очутились? Не перепутала ли тучка? Как вы догадались, что это осень? Правильно, вам подсказали краски, которые использовал художник. Назовите эти краски.
( Воспитанники перечисляют: жёлтые, оранжевые, золотые, красные, коричневые цвета листьев; зеленовато-коричневые, бурые цвета травы).
Воспитатель: Это громкие, звонкие, яркие краски золотой осени. Они создают ощущение нарядности, радости, торжественности. Давайте представим, как летят осенние листья. (Танцевальные импровизации воспитанников).
Воспитатель: А теперь отправляемся в путь. В какое время года полетим?
( Ответ: в зимнее время года).
Тучка, тучка, ты – летучка
Лети быстрее, в зимнее время года занеси нас скорее.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы уже в зимнем времени года? Посмотрите, как играют краски на снегу. Снег голубоватый в тени и коричнево-желтоватый там, куда проникают лучи зимнего солнца. А какая стоит тишина. Вы чувствуете её? Ничто не шелохнется.
Воспитатель: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…» Так красиво сказал об этом зимнем лесе поэт. А художник И. Шишкин о зимнем лесе рассказал красками.
Воспитатель: Ребята, что-то мы замёрзли, давайте погреемся и в снежки поиграем (Имитация игры в снежки).
Воспитатель: Ну а теперь в путь. После зимы хочется по-быстрее в тёплое время года попасть.
Тучка, тучка, ты – летучка
Лети быстрее, в весеннее время года занеси нас скорее.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на «Пейзаж в Островском» Н. Ромадина. Какие краски использовал художник при изображении весеннего времени года? Какие чистые акварельные цвета. Они создают ощущение свежести, нежности. Кажется, что воздух напоен запахами проснувшейся земли. Цветут вербочки.
Воспитатель: Заведём на весенней полянке хоровод! (Танец «Весенний хоровод»).
Воспитатель: А теперь в путь. В каком времени года мы не были сегодня? ( Ответ: в летнем времени года)
Тучка, тучка, ты – летучка
Лети быстрее, в летнее время года занеси нас скорее.
Воспитатель: Что мы видим перед собой?
( Ответ: деревянные заборы, они тёмные; сараи, колодцы, дома, много кустов, крыши маленьких домов, церковь). Правильно. В. Д. Поленов изобразил то, что увидел в московском дворике. И мы с вами, как - будто вошли в этот двор.
Воспитатель: Ребята, а какие краски говорят о том, что это летний полдень? Какие краски использовал художник?
( Ответ: яркую и свежую зелень травы, голубое небо, желтый песок на дорожках).
Воспитатель: Обратите внимание на голубоватые тени, которые лежат на стенах домов. Ощущение яркого, жаркого, летнего дня. От картины веет теплом и спокойствием. И всё это благодаря цветовой палитре, которую нашёл художник.
Воспитатель: Теперь пора возвращаться домой.
Тучка, тучка, ты – летучка
Лети быстрее, домой занеси нас скорее.
Воспитатель: Мы побывали с вами в разных временах года. И открыли одну из тайн живописца: чтобы люди узнали, какое время года изображено и почувствовали его, художнику нужно найти цвета и их сочетания.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам самим превратиться в художников и попробовать нарисовать пейзаж с тем настроением, которое вам больше всего нравиться. Сейчас осень, вот и попробуйте нарисовать осенний пейзаж, а попробуем отгадать, какое настроение вы хотите передать в своей картине.
Воспитанники рисуют картины, педагог оказывает индивидуальную помощь, напоминает правила пользования палитрой.
Воспитатель организует выставку пейзажей и проводит анализ получившихся картин.