Татьяна Плотникова
Занятие психолога с детьми 5–6 лет с использованием ИКТ и ЭОР «Межкультурное общение»
▼ Скачать + Заказать документы
одготовила и провела:
Педагог-психолог МБУ детский сад
№50 «Синяя птица» г. о. Тольятти
Плотникова Татьяна Васильевна
23.05.2015
В современном обществе огромное значение приобретает развития у подрастающего поколения навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия с представителями как своей, так и других культур, а также умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания. А дошкольный возраст является сенситивным периодом для становления речевой деятельности, формирования основ сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Всё это обуславливает необходимость проведения планомерной работы в данном направлении педагогом-психологом.
Публикация «Занятие психолога с детьми 5–6 лет с использованием ИКТ и ЭОР „Межкультурное общение“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Цель: познавательно-речевое развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности, психических функций и личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, навыков общения, доброжелательного отношения к окружающим).
Задачи:
1. уточнить отличительные особенности в передаче информации у растений, животных и человека.
2. продолжить развивать эмоциональную сферу.
3. выявить особенности невербального общения у разных народов.
4. развивать слуховое восприятие интонации речи,
5. формировать выразительность речи,
6. расширять словарный запас
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно – эстетическое развитие.
Методы:
Наглядный
Словесный
Практический
Оборудование: ноутбук, интеллектуальная компьютерная игра на ноутбуке «Правила общения» (http://eor-np.ru/taxonomy/term/548?page=16) видео-ролики об особенностях приветствия, принятых в том или ином народе; видео - фрагменты Олимпийских игр, конкурсов красоты, цирковых представлений, выставок, кинофестивалей, круизов.
Ход занятия.
•Ритуал приветствия. Дети сначала приветствуют друг друга рукопожатием, затем «конструируют» общее рукопожатие: дети одновременно вкладывают свои руки в ладони психолога.
•Игра «Через стекло». Необходимо одному ребенку передать сообщение для остальных, находящихся как бы за стеклом. Ведущий на ухо шепчет фразу, которую нужно передать. Например, «Ты забыл надеть шапку и перчатки – на улице сегодня холодно», «У меня болит горло и поднялась температура – помоги мне», «Позвони мне по телефону – я расскажу как съездил в деревню и что там видел и делал».
•Беседа. Ребята, расскажите, пожалуйста, что такое вежливость? Что всегда должны делать вежливые люди? (Ответы детей). Вежливость в разное время и у разных народов на Земле понималась по-разному. Хотите узнать об этом? Тогда вы мне будете рассказывать о современных наших правилах поведения, а я – о правилах других народов.
В древние времена, когда людей было еще очень мало, они очень радовались встрече со своим знакомым и приветствовали друг друга. В разных племенах, у разных народов делали это по-разному. У народов Кавказа мужчины обнимаются и целуют друга в обе щеки. В России мужчины жмут друг другу правую руку. В Японии и мужчины, и женщины кланяются друг другу, сложив ладони у груди. В Европе у мужчин было принято целовать женщине руку, наклонившись к ней. В Африке, приветствуя друг друга, люди дотрагиваются лбами или трутся носами.
Людей, живущих в других странах называют иностранцами, то есть люди иных стран. А в каких же случаях могут встречаться жители разных стран? (Видеопросмотр на ноутбуке фрагментов Олимпийских игр, конкурсов красоты, цирковых представлений, выставок, кинофестивалей, круизов).
Дети рассматривают предложенные им ситуативные видео-ролики и отвечают на вопрос ведущего. Затем ведущий знакомит с правилами речевого и поведенческого этикета, используя обыгрывание, натуральный или видеопоказ.
- Что делают люди при встрече или расставании?
- Как дети должны вести себя по отношению к взрослым?
- Как вести себя, если провинился?
- В чем выражается любовь друг к другу у членов семьи?
- Как познакомиться с человеком, которого видишь в первый раз?
- Ты поссорился, а теперь хочешь помириться. Что сделать?
- Какие правила необходимо соблюдать в общественных местах – в парке, в автобусе, в театре, в магазине и др. ?
•Игра-упражнение «Встреча в аэропорту»
Ведущий делит детей на две подгруппы – встречающих и прилетевших пассажиров, и объясняет для каждой подгруппы отдельно кто будет изображать того или иного представителя народа.
Инструкция: «Давайте все вместе сейчас представим, что эта комната – зал встречи пассажиров крупного международного аэропорта. Справа от меня – встречающие, слева – прилетевшие гости. Каждого гостя встречает представитель его народа. Гости ведут себя в соответствии с ритуалами приветствий, принятыми в их культуре. Встречающие должны узнать «соотечественника» по ритуалу приветствия, который он будет выполнять, войдя в зал встречи гостей».
Предварительная работа. Психолог показывает на ноутбуке краткие видео-ролики (параллельно рассказывая) об особенностях приветствия, принятых в том или ином народе
Описание приветствий:
Испанская культура – приветствие: поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.
Французская культура – приветствие: двоекратный поцелуй, причем партнеры не касаются друг друга, имитируя поцелуй «в воздух».
Индийская культура – приветствие: сложить ладони вертикально перед грудью и слегка поклониться.
Японская культура – приветствие: держа руки по швам, сделать легкий полупоклон и замереть на две секунды.
Русская культура – приветствие: три раза поцеловаться поочередно в правую и левую щеки.
Чукотская культура – приветствие: прикоснуться носом к носу другого человека.
Таджикская культура – приветствие: правой рукой (пальцами рук) последовательно дотрагиваетесь до лба, рта, груди в области сердца.
•Игра «Правила общения» Психолог предлагает поиграть в интеллектуальную компьютерную игру на ноутбуке «Правила общения» (http://eor-np.ru/taxonomy/term/548?page=16) в которой разделить предложенные фразы по категориям, к кому они обращены: ко взрослому, или к ребенку.
•Расслабление. Упражнение «Связующая нить». Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток. У того, кто держал клубок в руке, остается нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает ведущий. Когда клубок возвращается к ведущему, все закрывают глаза, предварительно натянув нить. Дыхание становится тихим и плавным. Дети представляют сначала, что они одно целое, что каждый из низ значим в этом целом, а затем - какими они будут в будущем, как они будут выглядеть, чем заниматься.
Ритуал прощания. Дети прощаются друг с другом молча и взглядом выражают свою признательность за совместную работу.