Юлия Щербинина
Конспект занятия практикума «Знакомство с русской избой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с русской избой»
Цель: познакомить детей с традициями русского народа и предметами старинного русского быта.
Задачи:
Обучающая: формировать представления детей о жизни на Руси, о крестьянской избе.
Развивающая: развивать внимание, связную речь, память, логическое мышление.
Публикация «Конспект занятия практикума „Знакомство с русской избой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Семинар, практикум
- Темочки
Воспитывающая: воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним, доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
Оборудование: комната русского быта.
Методы и приемы: Словесный: беседа, художественное слово.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта: русская печь, чугунок, ухват, утюг, лапти, люлька, самовар.
- разучивание пословиц, загадок, колыбельных песен.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Организационный момент.
Воспитатель: Милости прошу в избу. Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.
(Дети заходят, рассаживаются на скамейках).
Воспитатель: Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Приготовьте ушки, глазки.
Расскажу-ка я вам сказку.
Как в старину жили, жили, не тужили.
Воспитатель: Знаю, что вы очень любознательный народ, все-то вам интересно, все-то хотите знать. Не так ли?
Обращает внимание детей, что в избе много старинных вещей. Предлагает осмотреть всё вокруг.
2. Основная часть
Воспитатель: о чем эта загадка? Угадайте-ка, ребятки! И постарайтесь найти этот предмет в нашей комнате.
Ребенок: «Пузатая старуха
Углём набила брюхо
А белая коса
Потянулась в небеса».
( Ответы детей: русская печь)
Воспитатель: Печка русская! Стоит в избе широкая, да ладная. Половины избы почти занимает, а людям и не жаль для неё места, готовы они ради неё и потесниться. А еще говорят, что печь – это сердце дома.
- А почему, ребята? Как вы думаете?
( возможные варианты ответов детей: потому, что от неё тепло, на ней можно готовить еду и т. д.)
Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинала растапливать печь. Печка – деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, каши, пекли пироги и хлеб.
Воспитатель: Вспомните, ребята, какие пословицы сложил народ про печь:
дети вспоминают пословицы и поговорки
- Без печки и хата не хата.
- Мала печка, да тёпленька.
- Где жарко, там и варко.
Воспитатель: Ребята, слушайте следующую загадку.
Ребенок: «Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля,
Где там, в печке уголек
Кашу сварит. (чугунок).
Дети узнают чугунок и называют его, рассказывают, для чего он нужен.
Воспитатель обращает внимание детей на предмет, стоящий в углу.
Воспитатель: Кто знает, что это стоит возле печки в уголочке?
Ребенок: «Вот в моих руках ухват
Рассуждал: - Я парень хват!
Надобно таких беречь,
А меня чуть что - так в печь.
(ответы детей)
Воспитатель: А зачем нужен ухват? Как вы думаете? (ответы и рассуждения детей)
Воспитатель показывает детям, как работать ухватом.
- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. (предложить детям попробовать поработать с ухватом).
( Воспитатель предлагает детям обратить внимание на утюг: чугунный старинный).
Воспитатель: В чём сходство и в чём отличие старого утюга от современного утюга?
(Дети делают свои выводы)
(Воспитатель ставит утюг на печь и обращает на это внимание детей)
- А зачем я утюг на печь я поставила?
(ответы и рассуждения детей)
- Кто хочет попробовать его подержать?
(Ребёнок поднимет утюг, убеждается, что он тяжёлый.)
Воспитатель утвердительно: Да, утюги были чугунные, тяжелые, рученьки отмотаешь. Нагревали их углями. Когда топилась печка, хозяйка выгребала крупные, недогоревшие угли и откладывала их в горнушку (открывает и показывает детям, закрывали крышку и долго махали этой тяжелой штуковиной вправо-влево, вперед-назад, чтобы угли разгорелись. Можно было раздувать сквозь дырки по периметру утюга (показывает)
- А как определить нагрелся утюг или нет?
(ответы и рассуждения детей)
- Да, ребята, готовность определяли просто: быстро коснуться рукой подошвы утюга.
Можно было гладить тут же, пока угли горячие, но не четыре же руки у хозяйки! Поэтому и ставили на печь, чтобы утюг дольше оставался тёплым. Ведь у хозяйки дел немало…
Воспитатель: А то, что я сейчас достану из сундука, вы узнаете, угадав загадку.
- «Два котика, четыре хвостика» (Лапти)
В древние времена самой распространенной обувью были лапти. Лапти очень мягкие, ноги в них «дышат», потому что, через дырочки плетения проходит воздух. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки. Лапти плели из шкурки ствола липы.
Воспитатель: Есть у меня еще для вас хитрая загадка:
Ребенок: «В них упрячешь две ноги-
И в мороз гулять беги.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в садик,
Днем - домой. (валенки)
(ответы и рассуждения детей)
Воспитатель: Да, ребята это валенки. Валенки и в настоящее время очень нужны нашим ножкам зимой в морозы, в них тепло и комфортно.
Воспитатель подходит к люльке, качая, поё т:
Воспитатель: «Баю-бай, баю-бай!
Ты собаченька, не лай!
Бел о лапа, не скули!
Мою детку не буди.
- А вы знаете колыбельные песенки, кто мне поможет малыша убаюкать?
Дети помогают, поют колыбельную. Кто знает, остальные помогают.
Воспитатель рассказывает детям, что раньше укладывали малышей спать в люльку. Люльку еще называют качкой, зыбкой, колыбелькой.
- А почему её так называли? (Ответы детей)
- Чаще всего её крепили к потолку, потому что не нужно было стоять и качать люльку, достаточно было всего один раз качнуть она, потом долго находилась в движении, убаюкивая малыша. А хозяйка тем временем занималась работой по дому.
Воспитатель обращает внимание детей на большой стол.
- Столы в избах были большие, потому что и семьи были немалые: папа, мама, бабушка, дедушка и детей человек 5. Сколько всего? (Девять).
- Самый главный в семье был самый старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, много повидал, много знает. Как дед скажет, так и будет.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а это что такое?
Ребенок: «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая». (Ложка)
В семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Воспитатель предлагает ребятам попробовать поиграть на ложках.
Воспитатель: Ребята, а когда все дела сделаны люди очень любили вечерами собираться за столом и пить чай.
Ребенок: «Выпускает жаркий пар
Древний чайник … (самовар)
Воспитатель: В этом слове ребята спрятались целых два слова. Какие? (Ответы детей)
- Молодцы догадались, да, в этом слове спрятались сразу два слова: сам и вар (сам варит, поэтому этот предмет и называется самовар.
За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стоял символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
3. Практическая часть.
Воспитатель:
- Понравилось вам в гостях? И мы с вами сегодня, как в старые времена соберемся за большим столом и попьем чаю с конфетами. (Дети проходят за большой стол для чаепития)