МААМ-картинки

Конспект занятия практикума «Знакомство с русской избой»

Юлия Щербинина
Конспект занятия практикума «Знакомство с русской избой»

Тема: «Знакомство с русской избой»

Цель: познакомить детей с традициями русского народа и предметами старинного русского быта.

Задачи:

Обучающая: формировать представления детей о жизни на Руси, о крестьянской избе.

Развивающая: развивать внимание, связную речь, память, логическое мышление.

Публикация «Конспект занятия практикума „Знакомство с русской избой“» размещена в разделах

Воспитывающая: воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним, доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

Оборудование: комната русского быта.

Методы и приемы: Словесный: беседа, художественное слово.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта: русская печь, чугунок, ухват, утюг, лапти, люлька, самовар.

- разучивание пословиц, загадок, колыбельных песен.

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Организационный момент.

Воспитатель: Милости прошу в избу. Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.

(Дети заходят, рассаживаются на скамейках).

Воспитатель: Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки.

Расскажу-ка я вам сказку.

Как в старину жили, жили, не тужили.

Воспитатель: Знаю, что вы очень любознательный народ, все-то вам интересно, все-то хотите знать. Не так ли?

Обращает внимание детей, что в избе много старинных вещей. Предлагает осмотреть всё вокруг.

2. Основная часть

Воспитатель: о чем эта загадка? Угадайте-ка, ребятки! И постарайтесь найти этот предмет в нашей комнате.

Ребенок: «Пузатая старуха

Углём набила брюхо

А белая коса

Потянулась в небеса».

( Ответы детей: русская печь)

Воспитатель: Печка русская! Стоит в избе широкая, да ладная. Половины избы почти занимает, а людям и не жаль для неё места, готовы они ради неё и потесниться. А еще говорят, что печь – это сердце дома.

- А почему, ребята? Как вы думаете?

( возможные варианты ответов детей: потому, что от неё тепло, на ней можно готовить еду и т. д.)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинала растапливать печь. Печка – деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, каши, пекли пироги и хлеб.

Воспитатель: Вспомните, ребята, какие пословицы сложил народ про печь:

дети вспоминают пословицы и поговорки

- Без печки и хата не хата.

- Мала печка, да тёпленька.

- Где жарко, там и варко.

Воспитатель: Ребята, слушайте следующую загадку.

Ребенок: «Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля,

Где там, в печке уголек

Кашу сварит. (чугунок).

Дети узнают чугунок и называют его, рассказывают, для чего он нужен.

Воспитатель обращает внимание детей на предмет, стоящий в углу.

Воспитатель: Кто знает, что это стоит возле печки в уголочке?

Ребенок: «Вот в моих руках ухват

Рассуждал: - Я парень хват!

Надобно таких беречь,

А меня чуть что - так в печь.

(ответы детей)

Воспитатель: А зачем нужен ухват? Как вы думаете? (ответы и рассуждения детей)

Воспитатель показывает детям, как работать ухватом.

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. (предложить детям попробовать поработать с ухватом).

( Воспитатель предлагает детям обратить внимание на утюг: чугунный старинный).

Воспитатель: В чём сходство и в чём отличие старого утюга от современного утюга?

(Дети делают свои выводы)

(Воспитатель ставит утюг на печь и обращает на это внимание детей)

- А зачем я утюг на печь я поставила?

(ответы и рассуждения детей)

- Кто хочет попробовать его подержать?

(Ребёнок поднимет утюг, убеждается, что он тяжёлый.)

Воспитатель утвердительно: Да, утюги были чугунные, тяжелые, рученьки отмотаешь. Нагревали их углями. Когда топилась печка, хозяйка выгребала крупные, недогоревшие угли и откладывала их в горнушку (открывает и показывает детям, закрывали крышку и долго махали этой тяжелой штуковиной вправо-влево, вперед-назад, чтобы угли разгорелись. Можно было раздувать сквозь дырки по периметру утюга (показывает)

- А как определить нагрелся утюг или нет?

(ответы и рассуждения детей)

- Да, ребята, готовность определяли просто: быстро коснуться рукой подошвы утюга.

Можно было гладить тут же, пока угли горячие, но не четыре же руки у хозяйки! Поэтому и ставили на печь, чтобы утюг дольше оставался тёплым. Ведь у хозяйки дел немало…

Воспитатель: А то, что я сейчас достану из сундука, вы узнаете, угадав загадку.

- «Два котика, четыре хвостика» (Лапти)

В древние времена самой распространенной обувью были лапти. Лапти очень мягкие, ноги в них «дышат», потому что, через дырочки плетения проходит воздух. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки. Лапти плели из шкурки ствола липы.

Воспитатель: Есть у меня еще для вас хитрая загадка:

Ребенок: «В них упрячешь две ноги-

И в мороз гулять беги.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром - в садик,

Днем - домой. (валенки)

(ответы и рассуждения детей)

Воспитатель: Да, ребята это валенки. Валенки и в настоящее время очень нужны нашим ножкам зимой в морозы, в них тепло и комфортно.

Воспитатель подходит к люльке, качая, поё т:

Воспитатель: «Баю-бай, баю-бай!

Ты собаченька, не лай!

Бел о лапа, не скули!

Мою детку не буди.

- А вы знаете колыбельные песенки, кто мне поможет малыша убаюкать?

Дети помогают, поют колыбельную. Кто знает, остальные помогают.

Воспитатель рассказывает детям, что раньше укладывали малышей спать в люльку. Люльку еще называют качкой, зыбкой, колыбелькой.

- А почему её так называли? (Ответы детей)

- Чаще всего её крепили к потолку, потому что не нужно было стоять и качать люльку, достаточно было всего один раз качнуть она, потом долго находилась в движении, убаюкивая малыша. А хозяйка тем временем занималась работой по дому.

Воспитатель обращает внимание детей на большой стол.

- Столы в избах были большие, потому что и семьи были немалые: папа, мама, бабушка, дедушка и детей человек 5. Сколько всего? (Девять).

- Самый главный в семье был самый старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, много повидал, много знает. Как дед скажет, так и будет.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а это что такое?

Ребенок: «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая». (Ложка)

В семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Воспитатель предлагает ребятам попробовать поиграть на ложках.

Воспитатель: Ребята, а когда все дела сделаны люди очень любили вечерами собираться за столом и пить чай.

Ребенок: «Выпускает жаркий пар

Древний чайник … (самовар)

Воспитатель: В этом слове ребята спрятались целых два слова. Какие? (Ответы детей)

- Молодцы догадались, да, в этом слове спрятались сразу два слова: сам и вар (сам варит, поэтому этот предмет и называется самовар.

За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стоял символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

3. Практическая часть.

Воспитатель:

- Понравилось вам в гостях? И мы с вами сегодня, как в старые времена соберемся за большим столом и попьем чаю с конфетами. (Дети проходят за большой стол для чаепития)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с русской избой» Тема: «Знакомство с русской избой» Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект НОД «Знакомство с русской избой» Вид НОД: социальный мир и лепка. Возрастная группа: средняя. Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской печкой» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию Тема: «Знакомство с русской печкой» Цель: способствовать формированию представлений.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой»Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой» Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства детей среднего дошкольного возраста с русской избой. Задачи: • продолжать.

Конспект совместной деятельности с воспитанниками первой младшей группы «Знакомство с русской избой» Конспект совместной деятельности с воспитанниками первой младшей группы Тема: «Знакомство с русской избой» Провела: воспитатель.

Конспект занятия «Знакомство с крестьянской избой» Конспект занятия  «Знакомство с крестьянской избой» 2-я младшая группа Программные задачи: 1. Познакомить детей с понятием домашняя.

Конспект «Знакомство с русской культурой зимой на примере игрушки-матрешки» Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки».

Конспект занятия с детьми 3–4 лет «Знакомство с русской народной сказкой «Три медведя» Ознакомление детей 3-4 лет с художественной литературой. Конспект занятий «Знакомство с русской народной сказкой (Три медведя)». Цели:.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «В гости к бабушке Забавушке» Знакомство детей с русской народной культурой «В гости к бабушке Забавушке» Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия практикума «Знакомство с русской избой»
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 05:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД