Елена Викторовна Коробашкина
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства детей среднего дошкольного возраста с русской избой.
Задачи:
• продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания;
• развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей;
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе „Знакомство с русской избой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
• активизировать и обогащать словарный запас загадками, новыми словами;
• развивать художественно-творческие способности детей;
• воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям;
• знакомить с православным праздником Рождество Христово.
Словарь: изба, горница, печь, самовар, деревянные ложки, деревянная посуда, утюг, ушат, коромысло, ведра, ухват, чугунок, сундук, горшок, рубахи, сарафан, вертеп.
Средства : большой макет печи, лавки, стол, самовар, деревянные ложки, деревянная посуда, утюг, ушат, коромысло, ведра, ухват, чугунок; вертеп, заготовки овечек, вата, клей, кисти, клеенки, тарелочки для клея, салфетки.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок; разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр; рассматривание иллюстраций на тему: «Жизнь на Руси».
Развивающая предметно-пространственная среда : имитация русской избы, печь, предметы крестьянского обихода: кухонная утварь, коромысло, ведра, утюг, народные костюмы, лавки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня побываем в русской избе.
Бабушка: Проходите гости дорогие ко мне в горницу. Так раньше называли комнату в избе. Проходите, рассаживайтесь. Раньше стульев не было.
- На чем сидели хозяева и гости?
Д: На лавках.
В русской избе 4 угла.
Первый угол
Хозяева избы почитали
Красным углом называли.
Гостей в красный угол провожают,
За стол на лавки сажают,
Да хлебом солью угощают.
-Что находится в красном углу?
Д: Иконы.
Само название «красный» угол означает «красивый», «хороший», «светлый». Красный угол" - самое почетное место в доме. Человек, приходящий в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. "Красный угол" старались держать в чистоте и нарядно украшали. Вот и я вас пригласила сюда.
Стол занимал главное место в доме. Он тоже стоял в Красном углу. Он был большой.
- А почему?
Д: Потому что семья была большая.
Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом своё место.
- Кто сидел во главе стола?
Центральное занимал глава дома – хозяин.
Другой угол русская печь занимала,
Семью от бед оберегала.
Русская печь необычна,
Для зимы придумана отлично.
Холодной зимой на печи лежали,
Старые да малые бока отогревали.
Внутри печь пустая,
Там топка большая.
Дровами ее заполняли,
Огонь разжигали.
Заслонкой печь закрывали,
Тепло в печи сохраняли.
В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. В ней готовили еду, она обогревала дом, на ней спали дети и старики. А еще в печи даже мыли детей.
-Как вы думаете, чем топили печь?
Д: Дровами.
-В какой посуде готовили русские хозяйки?
Д: В горшках, в чугунках.
- Ой, а как же поставить горшочек, в печке то горячо?
- Для этого использовали ухват. (Беру ухват, ставлю горшок в печь).
Третий угол избы напротив печи.
Здесь женщины и девицы
Пряли, ткали
Да детей забавляли.
Этот угол печным называли.
Царством женщины считали,
Здесь хозяюшки колыбельку качали,
В тепле старые да малые обитали.
Возле печки дети играли,
На палатях в тепле спали.
Четвертый угол мужской,
Этот угол не простой.
Здесь лавка – коник стоит,
Инструменты хозяин хранит.
Вечером мужчина на лавке сидит,
Для хозяйства что – то мастерит.
В русской избе было почти все сделано своими руками. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая.
- Чем ели раньше? Какая была посуда?
Раньше ели деревянными ложками, а вилок и вовсе не было.
Воду для чая кипятили в самоваре. Самовар берегли и передавали по наследству.
Воду для самовара приносили вёдрами, используя коромысло.
-Чем гладили белье?
Чугунный утюг от привычного нам отличался тем, что работал без электричества. Его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи. Он был очень тяжелым.
-Какую одежду носили люди раньше?
Излюбленной одеждой на Руси были рубахи, да сарафаны.
-Где русские хозяйки хранили одежду?
Д: В сундуке.
А это ушат, его брали в баню. Держали в нем холодную воду.
А сейчас отгадайте мои загадки. А отгадки перед вами.
Загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил …
(Ухват.)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
Всех накормлю с охотою,
А сама безротая.
(Ложка)
Три братца
Пошли на реку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)
Раньше, как таз деревянный,
Служил людям постоянно,
Были ручки для захвата
У старинного (Ушата)
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля (Чугунок)
-Ребята, какой православный праздник будет скоро?
Д: Рождество Иисуса Христа.
- А где Он родился?
Д: В пещере.
-А почему в пещере, а не дома?
Ответы детей.
-Что произошло, когда родился Иисус Христос?
Д: На небе зажглась звезда.
- Кто первыми пришли поклониться младенцу.
Д: Пастухи.
- А кто еще поклонился младенцу?
Д: Мудрецы.
- Кто был в этой пещере?
Д: Животные.
Я уже и пещеру приготовила, а вот овечек не могу сделать, стара стала.
Воспитатель: Ребята, поможем бабушке?
Я приготовила овечек, только нужно им приклеить шерсть. Нужно намазать одну сторону овечки клеем, отрывать вату и приклеивать маленькими кусочками. Потом перевернуть и тоже сделать на другой стороне.
Бабушка: Спасибо, ребята, каких замечательных овечек вы сделали. Теперь мой пещера готова к празднику. До свидания, ребята.