светлана любченко
Конспект занятия познавательного характера в подготовительной группе «Путешествие с зёрнышком»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие с зёрнышком» (подготовительная группа)
Цель:
Формировать у детей понятие о зернышке как о семечке, из которого можно вырастить растение: цветы, овощи, фрукты, ягоды, деревья, хлеб;
Познакомить детей со злаковыми культурами и технологией изготовления хлеба;
Развивать умение различать растения и их семена;
Расширять знания детей и интерес – откуда берутся семена и где их можно приобрести;
Публикация «Конспект занятия познавательного характера в подготовительной группе „Путешествие с зёрнышком“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Воспитывать уважение к труду взрослых и бережное отношение к природе.
Образовательные области: игровая, коммуникативная, познавательная.
Планируемый результат: знают о бережном отношении к природе и ее пользе для человека, хлебу, кто его выращивает и печет; поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения, выражают положительные эмоции (радость, интерес, удовольствие) от полученной информации.
Материал и оборудование: музыка «Песенка паровозика», муз. центр, ноутбук, сундучок с сюрпризом и письмом от «Зернышка».
Познавательные зоны :
1. Станция – лес: макету деревьев, шишки от хвойных деревьев, иллюстрации деревьев, растущих в нашей местности, и луговых растений.
2. Станция – сад-огород: овощи, фрукты для исследования, загадки.
3. Станция – «Магазин семян» : музыкальная игрушка «Перчик», загадка про перец, семена в пакетиках овощей, цветов.
4. Станция – «Поле» : презентация «Откуда хлеб на столе», иллюстрации злаковых культур.
5. Станция – «Выставка из зернышка» : работы родителей и детей из различных зерен, круп, семечек.
Предварительная работа:
- настольные игры: «Что растет от зернышка?», «Откуда хлеб на столе?»;
-чтение художественной литературы: «Зернышко» А. Боске (пер. с французского М. Кудинова, «Золотой луг» М. Пришвин, «Легкий хлеб» в обр. Е. Благининой, «Хлеб» В. Пальчинский;
- просмотр м/ ф: «Чудесница», «Колосок», «Золотые колоски», «Петушок и бобовое зернышко», «Дюймовочка»;
- театральная студия с участием детей по сказке «Колосок»;
- изготовление поделок из зернышек и семян (родители и дети) .
Содержание организационной деятельности.
1. Организационный момент.
- Ребята сегодня я утром нашла в группе вот этот сундучок (там лежит музыкальная игрушка-перчик). Но он закрыт. Рядом с ним было вот это письмо. Давайте его прочитаем?
«Дорогие ребята! Вам пишу я – «Зёрнышко». Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Я буду встречать вас на каждой станции, а их будет 5. А как я вас встречу – догадаетесь сами. Возьмите с собой мой сундучок, там для вас сюрприз. Его можно открыть только на 4 станции.
Вы готовы? За вами уже приехал поезд. Будьте внимательны. Счастливого пути!
Ваш друг – «Зёрнышко»!
2. Беседа о семенах различных растений.
Звучит музыка «Песенка паровозика». Дети змейкой идут по залу, изображая паровоз:
1СТАНЦИЯ – «ЛЕС».
- Вот и первая станция. Куда же мы с вами приехали? (В лес). Как же мы узнаем, что «Зернышко с нами»? Посмотрите под деревьями что-то лежит. Что это? (шишки) . Отгадайте загадку: «Зимой и летом – одним цветом» (ель, сосна, кедр). Но у нас еще есть одна шишка. От какого она дерева?
Игра «От какого дерева шишка?» (дети раскладывают шишки возле нужной иллюстрации и находят ответ – от лиственницы)
- Что находится внутри шишек? (орешки). Это семена - зернышки от дерева! - Кто питается в лесу этими зернышками? (птицы, белки) .
- При помощи орешек можно вырастить много новых деревьев. Этим занимаются люди. Они сажают маленькие деревца на полях, ухаживают за ними. И на этом месте снова появляется лес. Но еще орешки сами падают на землю, прорастают и превращаются в молодые деревца. Их бывает так много, даже нельзя пройти человеку. Такой лес называют тайгой.
- Не только деревья размножаются семенами, но и травы на полянках и лугах. Все они цветут и на месте цветка появляются семена. Их осыпает ветер. Они весной набухают в сырой земле и прорастают.
- Какую пользу приносит луговая трава? (сено для домашних животных, лекарственные травы для человека) .
- Как вы думаете, встретились ли мы с «Зернышком» на этой станции?
- Где мы встретили его?
- Пора ехать дальше!
2 СТАНЦИЯ – «САД-ОГОРОД».
(На столе в саду лежат овощи, фрукты)
- Вот мы и приехали. Станция называется сад-огород. А почему сад-огород? (ответы детей). Здесь что-то в мешочке лежит.
Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь овощи и фрукты.
- Где это все растет? Как можно вырастить овощи? Фрукты? (ответы детей). Какие овощи вы с мамой выращиваете у себя в огороде?
Загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз.) Семьдесят одежек
И все без застежек.
(Капуста.)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь.) Мала, как мышь, красна, как кровь,
Вкусна, как мед.
(Вишня.)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица
(Земляника.) Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репка.)
В августе – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
(Калина.) Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет.
(Красная и черная смородина.)
Низок, да колюч, сладок, не пахуч.
Ягоды сорвешь – всю руку обдерешь.
(Крыжовник.) Синий мундир, белая подкладка,
В середине - сладко.
(Слива.)
И зелен, и густ на огороде куст.
Покапай немножко: под кустом…
(Картошка.) Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук.)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?.
(Свекла.) Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска.)
В теплице длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец.) Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
Откусишь - сладко.
(Яблоко.)
Мелкий и горький, луку брат.
(Чеснок.) Голова на ножке, в голове горошки.
(Чеснок.)
Как на нашей грядке выросли загадки
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.
(Помидоры.) Золотая голова – велика, тяжела.
Золотая голова – отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква.)
Рассматривание семян внутри овощей и фруктов
- Давайте посмотрим где прячутся семена у овощей и у фруктов! (разрезать) .
- Где встретило нас зернышко на этой станции? (ответы детей) .
(Дети едут на следующую станцию) .
3 СТАНЦИЯ – «ПОЛЕ».
( иллюстрации злаковых культур: пшеница, рожь, ячмень, овес, гречиха, просо, кукуруза, вазочка с колосками.
- Посмотрите, ребята, какие интересные растения? Вы можете назвать их? (Дети по возможности называют). Это злаки – растение со стеблем в виде полой соломы, заканчиваются колосками или метелками. Из злаков люди научились готовить множество вкусных и питательных блюд: каши, пудинги, запеканки, кисели. А из муки злаков – выпекают разные кондитерские изделия, а главное хлеб.
- Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как чудесно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно, рядком разложены батоны, булки, пирожки, слойки. И все это выпекается из белой пшеничной муки. А муку делают из тех самых зернышек, которые находятся в колоске.
- На поле по осени, где растут злаковые растения, любят прибегать мышки, хомячки, сурки. Даже медведь не прочь полакомиться зернышками.
- Чтобы появился хлеб на столе, зернышко проделывает очень большой путь. А какой, мы сейчас с вами посмотрим.
Показ презентации «Путешествие от зернышка к хлебу»
- Где же встретилось нам зернышко на этот раз? (в колосьях злаковых культур) .
4 СТАНЦИЯ – «МАГАЗИН СЕМЯН».
(На столе разложены различные семена в пакетиках с картинками)
- Мы приехали с вами в магазин, где продают различные семена. Здесь можно купить различные семена овощей, цветов, ягод. Есть профессия у людей, которые выводят эти семена – селекционер. Нам не встретились в магазине зерна злаковых растений. Их хранят в зернохранилищах – больших помещениях, потому что их очень много. Об этом мы поговорим в другой раз.
- На какой по счету станции мы находимся? (На 4.). Помните, что нам нужно сделать? Расколдовать сундучок. А для этого отгадайте загадку:
«Висят на кустике ребятки.
У них спинки очень гладкие
Желтые, зеленые, красные.
Бывают горькие, бывают сладкие.
(Перец.)
(Тот кто отгадает, открывает шкатулку, а там музыкальная игрушка – перчик)
- Это кто? А знаете, что он умеет делать? Петь! (дети слушают песню перчика и подтанцовывают ему) .
- Как встретило нас семечко на этой станции? (ответы детей)
- Ребята, пора ехать на последнюю станцию. Поезд уже ждет.
5 СТАНЦИЯ – «ВЫСТАВКА».
(Дети рассматривают работы из семян, зерна и крупы)
3. Рефлексия.
- С кем вы сегодня путешествовали?
- На каких станциях вы встретили зернышко?
- Что такое зернышко?
- Где берут семена?
- Какое зернышко проделывает самый большой путь?
(Звучит музыка и дети возвращаются в группу)