ольга потакуева
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Развитие человека в Труде»
▼ Скачать
Программное содержание:
• Продолжать формировать у детей интерес к историческому прошлому человека, организации его жизни и труда. Разъяснить пользу и важность труда в человеческом обществе.
• Закрепить знания о жизни древнего первобытного человека, об орудиях труда крестьян (соха, борона, серп, цеп и др.).
• Формировать желание трудиться.
• Развивать познавательные, речевые и творческие способности детей.
Материал:
- река времени с картинками (рука, палка, камень, каменный топор, машина, робот);
Публикация «Конспект познавательного занятия в подготовительной группе „Развитие человека в Труде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- иллюстрации с изображением первобытного человека, крестьянина, современного человека;
- предметы - каменный топор, скребки, цеп;
- кусочки меха, веревки, прищепки для одежды;
- камни различной формы, зерна;
- картинки (соха, борона, коса, серп, цеп);
- макаронные изделия, леска;
- лента времени.
Ход занятия:
- Ребята, скажите: «Кто мы с вами, если нас назвать одним словом?» (люди);
- Что умеют люди делать? (ответы детей);
- Правильно, в наше время люди обладают большими способностями. Самое главное их отличие от животных - это их разум, умение думать, умение трудиться.
- Как вы думаете, что помогло человеку древнему стать разумным? Если хотите узнать, давайте совершим путешествие в прошлое. Для этого нам необходимо определиться - когда жил древний человек.
Задание «Определи место в истории»
(детям предлагается лента времени со схематичным изображением разных исторических эпох, дети определяют эпоху первобытного человека)
- Молодцы! Вот мы и попали с Вами в самое суровое время пребывания человека.
- Как вы думаете, легко ли было первобытному человеку выживать в природе?
(размышления и аргументы детей- людям было тяжело, не умели защищать себя,
на них нападали дикие животные, не было домов, горячей пищи и т. д.)
- Очень давно на нашей планете долгое время было очень тепло, на земле росло много растительности, постепенно зародилась жизнь, появился человек и стал развиваться.
- Сначала это было животное, бегущее по лугам и лесам и добывающее себе пищу.
- Как по-вашему, чем мог питаться первый человек? Ведь у него не было таких острых костей и зубов, как у тигра или медведя? (копал коренья, ягоды, плоды);
- Как он их добывал? (с помощью руки выкапывал, срывал, собирал).
- Значит первым орудием стала собственная рука. Скажите, а что мы можем делать руками? (ловить, держать, копать, хватать, рисовать и т. д.)
-Одному человеку плохо, он не может запастись едой, ему трудно спастись от быстрого хищника. И первобытные люди стали объединяться в племена. Давайте представим с вами, что мы первобытное племя Ледникового периода - время, когда на земле было очень холодно.
(дети одевают элементы костюмов первобытного человека-шкуры)
- Как вы думаете, как раньше общались люди? (мимикой, жестами, звуками)
Игровое упражнение «Догадайся, что я тебе скажу»
(дети с помощью движений и мимики изображают загаданную ситуацию)
Игровое упражнение «Придумай имя»
(оценить качества каждого соплеменника и дать ему характерное имя)
? Ч - Ребята, как вы думаете, что нужно было человеку, чтобы выжить топор, пещера, огонь (ответы детей)
Воспитатель предлагает сделать «каменный топор (из палок и камней)
Девочкам с помощью камней сделать простейшие мукомолы (для растирания зерен в муку)
Из предложенных камней,дети выбирают наиболее подходящие
- Постепенно человек понял, что из одной палки, камня мало что получится и соединил эти два материала. Создал орудия труда. Какие орудия труда крестьян вы знаете? Давайте вспомним, с помощью каких орудий труда занимались земледелием у нас на Руси? Для этого вам нужно отгадать загадки.
Загадки:
Деревянные рожки,
Железные ножки,
Шла-ковыляла,
Спину гнуть заставляла.
(СОХА)
Нас много,
О четырех углах
О ста ногах.
(БОРОНА)
Маленький, горбатенький
Все поле обскакал,
Домой прибежал,
Весь год пролежал.
(СЕРП)
Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимою на крюку.
(КОСА)
Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.
(СЕРП)
Летят гуски,
Деревянные носки,
Шейки кожаные.
(ЦЕП)
(Дети выкладывают предметы - картинки, по тому, как ими работает человек)
Рассмотреть цеп, объяснить, как им молотили.
Показать макет плуга - реконструированная и модернизированная соха.
- Человек стал пользоваться разними инструментами в своем быту. Назовите их. (ответы детей)
- Кто еще может помогать человеку? (машины, роботы -рассмотреть картинку трактор)
- Подвести детей к тому, что главным помощником является его ум и трудолюбие. Если человек не будет думать, он ничего не добьется. Ещё раз просмотреть реку времени и повторить развитие человека в труде, обратить внимание на то, что в современном мире человеку на помощь приходят машины и даже роботы, чтобы облегчить труд человека.
Практическая работа с детьми: сделать робота по схеме (конструктор ЛЕГО)
Старший воспитатель-Потакуева О. А.