Мужикова Ольга
Конспект занятия по занимательной математике для детей 5–6 лет «Логические задачи на поиск недостающих фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнил воспитатель
О. В. Мужикова
Занимательная математика для детей 5 – 6 лет по теме :
«Логические задачи на поиск недостающих фигур»
Из фигур предоставленных на карточках выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.
Публикация «Конспект занятия по занимательной математике для детей 5–6 лет „Логические задачи на поиск недостающих фигур“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Вызвать у детей интерес к решению задачи, путем занимательного анализа рядов фигур по горизонтали, на основе проведенного анализа выбрать недостающую в третьем ряду фигуру их 6 фигур, изображенных ниже черты. Упражнять детей в доказательстве решения.
Материал : Таблица из карточки с изображением на них фигурами.
Ход работы.
Воспитатель обращает внимание детей на таблицу, предлагает рассмотреть ее, затем говорит: «посмотрите внимательно на эту задачу, она нарисована, послушайте, я вам расскажу, как надо ее решать. Нужно рассмотреть первый верхний ряд фигур (показывает, затем второй, средний. А в третьем ряду нижней одной фигуры не хватает. На ее месте стоит знак вопроса. Недостающую фигуру надо выбрать их фигур, нарисованных на карточках и поместить на место недостающей, вот сюда (показывает).
Воспитатель вызывает одного ребенка, просит ответить, как надо сделать.
Саша показывает на фигуру 2.
Воспитатель: Почему ты так решил?
Саша молчит.
Дима: Здесь надо нарисовать другую фигуру (6, потому что здесь должен быть треугольник. Их должно быть 3, вот 1 (показывает, вот другой, а третий надо поместить здесь. В этом ряду не хватает треугольника.
Даша: Не хватает вот этого треугольника (4).
Воспитатель: Давайте вместе решать задачу и тогда узнаем, кто решил ее правильно. Посмотрите на верхний ряд фигур и скажите, какие фигуры здесь нарисованы, как они окрашены.
Вова: В верхнем ряду нарисован большой круг, в нем маленький треугольник, большой треугольник с квадратом, большой квадрат с кружком.
Какие же большие фигуры нарисованы в первом ряду?
Саша: Круг, треугольник, квадрат,
Воспитатель: Назовите маленькие фигуры, которые нарисованы в больших фигурах.
Саша: треугольник, квадрат, круг.
Воспитатель: Значит, в первом ряду нарисованы большие круг, квадрат, треугольник и маленькие. А как закрашены маленькие фигуры?
Костя: Треугольник – черного цвета, квадрат – просто белый, круг – красный.
А теперь посмотрите на второй, средний ряд фигур и скажите, какие большие и маленькие фигуры нарисованы, как они окрашены. Дети отвечают, воспитатель обобщает: Во втором ряду нарисован большой треугольник, в нем маленький красный квадрат, большой квадрат, в нем черный круг, большой круг с маленьким белым треугольником. А теперь посмотрите на третий ряд фигур. Скажите, что нарисовано в третьем ряду и найдете сразу фигуру, которую надо сюда поместить.
Воспитатель вызывает одного ребенка, просит ответить.
Саша: В третьем ряду нарисован квадрат и маленький белый круг, еще с треугольником красного цвета, не хватает здесь треугольника вот этого (6, с черным квадратом внутри.
Воспитатель: Правильно ли решили задачу? Кто думает по другому?
Маша: нет, не правильно, нужно вот эту фигуру(4) поместить сюда. Здесь есть круг с белым кружком, есть круг с красным треугольником, нет треугольника с черным кружком.
Воспитатель: Кто же решил правильно задачу?
Даша: Саша решил правильно, выбрал большой треугольник с черным квадратом, ведь в каждом ряду, должен быть треугольник и черный квадрат, а здесь его нет.
Да, задачу правильно решил Саша и все другие дети, которые выбрали эту же фигуру. И в первом и во втором ряду есть большой круг, квадрат, треугольник (показывает, а в третьем только квадрат и круг, не хватает большого треугольника. В каждом ряду есть и маленькие фигуры : круг, квадрат и треугольник, а так же черная маленькая фигура. В первом – треугольник, во втором – круг, а в третьем нет. Есть в каждом ряду заштрихованная фигура : в первом – круг, во втором – квадрат, в третьем – треугольник. И в каждом ряду есть по одной маленькой белой фигуре : в первом – квадрат, во втором - треугольник, в третьем – круг. Вот мы и узнали, что в третьем ряду не хватает большого треугольника с черным маленьким квадратом.
В ходе занятия дети анализируют условия задачи (по рядам). Воспитатель выслушивает ответы ребят не делая пока поправки правильности или ошибочности решения. Этот методический прием используется для того, чтобы направить внимание воспитанников на поиск решения, установление его на основе анализа задачи.
Таким образом, педагог направляет ребят на плановый поиск решения задачи на основе ее анализа.