Татьяна Ивченкова
Занятие по экологическому воспитанию дошкольников «Снег и его свойства» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологическому воспитанию дошкольников «Снег и его свойства» (старшая группа).
Цели:
-уточнить и расширить представления детей о снеге;
-помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства;
-вызвать радость от открытий; полученных из опытов;
-учить детей анализировать, делать выводы;
-развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; - учить грамотно формулировать свой ответ.
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию дошкольников „Снег и его свойства“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты; чтение стихов «Снег» Н. Бромлей, «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской ; чтение рассказа В. Архангельской «Летят снежинки-пушинки».
Материал: изображение различных состояний воды, карточки с «маленькими человечками», иллюстрации с изображением снежинок.
Ход занятия
I. Эмоциональный настрой детей. Загадки
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь – ручеёк. (Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
II. Беседа «Что такое снег?»
Почему идёт снег? Из всех земных водоёмов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из тёмных снеговых туч.
Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д. Снег также похож на ковёр, одеяло, шапку и т. д.
Снег состоит из снежинок. Снежинка: лёгкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять. А когда много падает снега с неба, это называется снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несёт, это называется вьюга, метель. По форме все снежинки похожи на шестиконечные звёздочки, но двух одинаковых снежинок не бывает.
Метель - это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.
Что такое иней? Иней бывает, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания. В мороз на траве или на земле образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папоротника, их иногда называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.
III. Дидактическая игра «Где снежинки?»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
-В какое время года, вода в природе может находиться в твёрдом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень.)
IV. Игры в снежки без снега
Из листов белой бумаги делаются снежинки. Дети делятся на две команды, а играют в снежки бумажными комочками.
V. Изотворчество «Рисунок из ваты» (снежинка)
VI. Беседа «Пришла зима – снег и радость принесла».
• Почему мы любим зиму?
• Как выглядит земля зимой? Какой стоит лес?
• Расскажите о снежном убранстве города.
• В какие мы играем игры зимой?
VII. Выставка коллективной работы из снежинок «Волшебный снегопад».