Людмила Яруллина
Занятие по экологии в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Помогите найти маму»
Задачи:
1. Дать детям знания о черепахе как живом существе, об её характерных признаках внешнего вида и особенностях поведения.
2. Развивать умение отгадывать загадки.
3. Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
4. Развивать умение доводить дело до конца, желание помогать живым существам.
5. Обогащать словарный запас.
6. Развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание.
7. Воспитывать бережное отношение к черепахам, желание заботиться о них.
Публикация «Занятие по экологии в средней группе» размещена в разделах
Материалы и оборудование: телевизор, презентация «Черепахи», картинки черепахи, ящерицы, змеи, муравья и птицы; живая черепаха сухопутная, коробка с песком, рисунок замка, игрушечное яйцо, ключик с запиской, корм для черепах (конфета, семечки, капустный лист, фотографии черепахи.
(На доске вывешена картинка, закрытая замочной скважиной.) На паласе стоит коробка с песком.
В: ребята смотрите! Здесь какая то коробка! А как вы думаете что в ней? Хотите посмотреть?
Д: песок.
В: мне кажется, что в песке что-то лежит. Хотите посмотреть что там?
Д: да
В: так давайте посмотрим!
Ребенок обнаруживает в песке яйцо и ключик с запиской.
В. читает записку: «Помогите отыскать малышу маму».
Задаё т вопрос:
- Кто может появиться из этого яйца?». ( подсказки: змея, ящерицы, крокодил, птица, насекомые.)
- А кто же мама этого яйца? Хотите узнать? Тогда давайте отгадаем загадку:
«Может жить она везде,
И на суше, и в воде.
В панцире со всех сторон,
Не раздавит даже слон.
Вот, вручила Буратино,
Ключик из болотной тины.
Тяжела её рубаха,
Кто же это…
На телевизоре появляется фотография черепахи. Посмотрите на эти фотографии.
В: Дети кто такие черепахи?
Д: это звери
В: Где могут жить черепахи?Да есть черепахи, которые живут на суше, а есть подводные черепахи, которые чувствуют себя лучше в воде, чем на суше.
В:Где обитают сухопутные черепахи? Где тепло или где холодно?Сухопутные черепахи водятся там где тепло.
В: черепаха быстрая или медленная?
Она очень медлительная, неуклюжая.
-А как вы думаете почему черепаха медлительная?
-Где живёт черепаха, когда становится холодно? Как они роют норы?
С наступлением холодов они забираются в норы, которые сами роют с помощью лап и спят там до весны.
-Что делает черепаха, когда чего то боится?
При опасности, черепаха прячет голову, втягивая ее под панцирь, и закрывается передними лапками, растопырив коготки.
-Как у черепах появляются детёныши? Как вы думаете, сколько яиц откладывает черепаха?
Посмотрите на картинку: размножаются черепахи, откладывая до сотни яиц в песчаные гнезда.
А как называются детёныши черепахи?
Д: черепашата
В: давайте вместе повторим это слово (или спросить по отдельности)
-Как вы думаете ребята, а как же черепашата выбираются потом из яиц?
Когда черепашатам становится тесной скорлупа яиц, они специальным роговым клювом разбивают скорлупу и вылезают наружу, на песок.
-Ребята, вы хотите помочь нашему яйцу найти свою маму?
Ребята прислушайтесь, мне кажется я слышу какое то шуршание на том островке. Вы слышите? Но чтобы туда попасть нам нужно проползти по мостику через речку на тот островок как черепашки на брюшке.
Переползание по гимнастической скамейке под песенку о черепахе.
Смотрите ребята здесь какая то коробка. Хотите посмотреть что в ней?
Д: да, это черепаха!
В: А как вы догадались, что это черепаха?
Давайте её рассмотрим!
Восп-ль достает животное и кладет его на стол. Дети садятся вокруг стола.
- Давайте рассмотрим это удивительное животное.
-Какого она размера? Какого цвета? Какой формы?
Посмотрите и потрогайте спинку черепахи. Какая она?
Дети: Твердая, крепкая.
В: Рассмотрите есть ли узор на спине?
Восп-ль: А теперь посмотрите ее животик. Какой он?
- тоже твердый, крепкий.
- Верно. Между собой спинка и животик соединены. Получается костяной и прочный панцирь. Давайте вместе повторим слово панцирь. Он не случайно такой.
В: как вы думаете зачем черепахе нужен прочный панцирь?
Панцирь служит черепахе надежной защитой от нападения другими животными.
Теперь посмотрите на ноги черепахи? Какие они?
- Ноги короткие, покрыты толстыми чешуйками, на ногах длинные когти.
- Правильно. А зачем черепахе крепкие когти?
Крепкие когти помогают черепахе раскапывать землю и песок, когда она строит себе норку или когда закапывает яйца, из которых появляются ее детеныши.
Восп-ль: А теперь рассмотрим голову у черепахи. Что можно сказать о ней?
Дети: Голова у черепах треугольной формы.
В: что есть у неё на голове?
Д: глазки, ротик (челюсти-проговорить это слово с детьми)
Восп-ль: А у черепахи есть зубы?
Нет поэтому они отрывают пищу своими челюстями.
-А у черепахи есть уши? А что у неё сзади?
Д: короткий хвостик
А давайте понаблюдаем за нашей черепахой
- Посмотрим на следы которые она оставляет. - От чего остаются следы? - Посмотрите, от хвоста остается полоса, а от лап ямки.
-Ребята а что же кушает наша черепаха? Давайте проведём эксперимент?
- Дети, давайте положим перед черепахой конфетку, семечки, хлеб, капусту и посмотрим, что она выберет. Делают вывод что сухопутная черепаха питается растительной пищей.
Вот и нашли друг друга наше яйцо и его мама. А мы в это время добрались до замочка, а у нас ведь есть ключик. Давайте откроем ключиком замочек. Снимает замок с изображения черепашонка. Так здесь фотография детёныша, который вылупится из яйца черепахи.
- Черепахе пора отправляться к себе домой со своим детенышем, а вам в подарок она оставляет свою фотографию.
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали! Вы очень добрые ребята и настоящие помощники! Что вы сегодня узнали нового? Что было самое интересное? Похвалить детей, которые вели себя наиболее активно.