Ольга Парфентьева
Занятие по экологии «Путешествие по осенней тропке»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии
(комплексное)
«Путешествие по осенней тропке»
Цель: дать детям понятие о том, что насекомых осенью очень мало, потому что они нашли для себя укромные места для зимовки. Осенью их жизнь замирает. Умение пользоваться картой - схемой. Уточнить и расширить представление детей об особенностях поведения зимующих птиц, о роли их в природе и жизни человека. Учить устанавливать взаимосвязь между поведением и средой их обитания. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Публикация «Занятие по экологии „Путешествие по осенней тропке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Помочь детям увидеть красоту осенней природы, эмоционально воспринять её и передать это в рисунке. Ввести новый приём в рисовании и кроны деревьев при помощи мятой бумаги.
Предшествующая работа.
Наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов, чтение произведений о птицах В. Бианки «Синичкин календарь», «Сова», «Тетерева в лунках», «Сумасшедшая птица», Г. Скрябицкого «Крылатые соседи», Зотова «Лесная мозаика» и др.
Занятие по изо на тему «Осень».
Материал: сухие осенние листья, письмо с пером, экологические знаки, карта - схема экологической тропы.
Лесные сувениры - шишки, костюм осени, грамзапись «Осенний вальс», свежие яблоки, мольберт, бумага, краски, кусочки мятой бумаги. Мешочек с лесными сувенирами.
Ход занятий.
Дети собираются вместе с воспитателем у центрального входа детского сада. Воспитатель:
Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки.
Осенние, последние.
Осенние деньки.
Ещё и солнце радует,
И синий воздух чист.
Но падает и падает
С деревьев мёртвый лист!
(Исаковский)
Воспитатель: И сейчас мы с вами отправимся путешествовать по нашей, уже осенней тропе.
-Только сначала я вам предлагаю поймать осенний листочек и угадать к какому он дереву или кусту принадлежит. Согласны? А теперь ловите и отгадывайте. -Молодцы, ребята, все ответы правильны.
Воспитатель достаёт карту - схему экологической тропы.
-Карта нам показывает, что тропа начинается с участка №8.
-Идём.
-Здесь растут дикие яблоньки.
Эти растения предки наших культурных яблонь. Сейчас плодами яблонь кормятся различные птички.
-Но мы видим очень мало сейчас птиц.
-Почему? Из-за плохой погоды?
-Давайте подумаем, почему птиц стало меньше.
-Зачем они прилетели к нам летом на участок?
(Найти корм, отдохнуть на деревьях).
-Каких птиц мы видели летом.
(Воробьёв, трясогузок, скворцов, ласточек)
-Какой корм они находили на участке?
(насекомых)
-Сегодня они нашли бы для себя насекомых?
-Где же насекомые? Давайте их поищем.
-Где вы будете их искать?
(В траве, на стволах деревьев, кустарников, в сухих листьях.)
-Какое у нас правило, когда мы наблюдаем за насекомых?
(насекомых не ловить, а только рассмотреть.)
Дети расходятся по участку.
Подойдя к муравейнику, дети не находят муравьёв.
-Муравьёв не видно. Они собираются в глубине муравейника, где им будет тепло, и закрывают в него вход. Эти животные осенью тоже готовятся к долгой, холодной зиме. Попадётся жук - водолюб переселяется для зимовки на сушу. Зарывается под сухие листья и засыпает до весны. Если встретит шмель, рассказать, что осенью всё население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые перезимовав, весной создают новое гнездо. Гнёзда шмелей находятся в земле.
-Если взглянуть на верх, на фоне ярко-голубого неба можно увидеть тончайшие нити.
Предложить детям присмотреться, откуда берётся паутина.
-Это расселятся молодые паучки. Они забираются на возвышенные места и, подняв конец брюшка, выпускают нить. Потоком теплого воздуха подхватывается нить и уносит паучка. Приземлившись, он спрячется под листья или засохшую траву и спит там до весны.
«Бесконечно тянет нити Торжествующий паук.
За нарядные одежды Осень солнцу отдала Улетевшие надежды Вдохновенного тепла» (А. Блок)
-Напомню вам, что пауки - полезные, не надо им мешать: пусть летят на новое место.
-Ребята, насекомых очень мало, потому что они нашли для себя укромные места для зимовки: некоторые зарылись в землю, а некоторые погибли. - Обратите внимание дети, на этот кустарник. Это - шиповник целебное растение - друг человека. Его плоды заготавливаются аптеками. А сейчас кустарник отдыхает.
-А вот здесь, рядышком, растёт молодая осинка, «дрожит как осиновый лист», «Осина и без ветра дрожит» - так говорят в народе.
-А все дело в том, что у листочка осины уплощённый, как бы сжатый с боков черешок, трепещет, поэтому осина от малейшего ветерка.
-А вы знаете, что осина - один из видов тополя, её научное название «тополь дрожащий».
-Далее тропа выводит нас к тополям, которые растут на 5 и 11 участках.
-Ребята, тополь - осина, это какие деревья? (лиственные)
-Что вы можете сейчас сказать о тополях? (сбросили листву, стоят, как будто спят).
-Бросим свой прощальный взгляд на засыпающие тополя и пойдём двигаться дальше по тропе.
Идя с детьми, воспитатель беседует с ними.
-Ребята, птицы, которые летом питались насекомыми, улетели в тёплые края. А почему не улетели воробьи? Летом они тоже ели насекомых и кормили ими своих птенцов.
-Что сейчас едят воробьи? Рассказать детям, что воробьи сейчас питаются семенами.
-Семян поспело много и воробьям никуда не нужно улетать. Они собираются стайками и разыскивают места, где много семян.
Воспитатель обращает внимание детей на дерево.
-Что за чудо! Что это за послание висит на ветке?
Воспитатель достаёт с ветки дерева перо, к нему прикреплено письмо и мешочек.
Читает письмо.
«Дорогие ребята, здравствуйте!
Пишут вам ваши друзья, зимующие птицы. Вы знаете, что болыную часть времени мы проводим в воздухе, поэтому чувствуем изменения в погоде лучше, чем люди. По нашему поведению можно узнать, какая погода будет вечером, завтра. Народ, наблюдая за нами, составил свои приметы, например, когда синица начинает с утра пищать - ожидай ночью мороз. А вы знаете приметы?
За каждую примету получите от нас лесные сувениры. (ответы детей)
-Молодцы! (раздаются сувениры)
Дети благодарят зимующих птичек.
-А теперь отгадайте мои загадки:
1. «Он щебечет»: Чик - чирик!
Серый, ростом невелик.
Скачет, скачет по дорожке,
Ищет зёрнышки и крошки.
Что с опаской глядишь?
Что на крышу не летишь?
Я не трону, не робей!
Эй, пугливый. (воробей)
2. Ей на месте не сидиться:
Все летает целый день,
Суетиться, суетиться,
Целый день звенит: тень-тень!
Угадайте, что за птица?
То весёлая (синица)
-Воробей, синица - это какие птички?
(зимующие)
-А ещё, каких зимующих птиц вы знаете? (ответы)
-Зимующим птицам очень трудно приходится зимой. Холодно и голодно.
Что вы, ребята, делаете для того, чтобы эти птички прозимовали?
Дети показывают висячие на деревьях кормушки и рассказывают о том, как они подкармливают птиц.
Читает стихотворение 3. Александрова.
«Новая столовая»
-Мы кормушки смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробьи, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
-В гости в первый день недели К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
-Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду А в четверг со всех краёв - Стая жадных воробьёв.
-В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог Налетело семь сорок.
Вот как вкусно вы кормите птичек, что их так много прилетело. Спасибо, вам за вашу заботу о птичках.
Проводится подвижная игра «Птичья стайка»
-Пора продвигаться дальше, по тропке.
-Не забывайте наше правило:
«Дорожи каждым деревцем,
каждой травинкой, каждой птичкой
и зверьком, будь верным и
заботливым другом нашей природы»
-Тропка подвела нас к белостволым берёзкам.
Что можно сказать об осенней берёзке?
(ответы детей)
-А как поэты рассказывают, описывают в своих стихах осеннюю берёзу? Пожалуйста, расскажите.
Дети рассказывают стихи о берёзке.
«Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах-
-Это платье золотое у берёзы на плечах!»
-А рядом стоит кудрявая рябина.
-«У рябины листопад - Под ветвями -листьев клад!
Растеряла листья,
Но остались кисти:
Красные, яркие - снегирям подарки!
-Полюбуемся осенней природой.
Ребёнок :
«По лесным тропинкам
ходит - бродит осень.
Сколько свежих шишек.
У зелёных сосен!
И листок с берёзы Золотистой пчёлкой Вьётся и летает Над колючей ёлкой!
Появляется осень, (воспитатель в образе осени). Читает стихотворение об осени. После этого предлагает детям пройти на опушку леса, где остался ещё уголок сказочной золотой осени. Дети помогают восстановить золотую пору осени, используя вместо кисточек кусочки мятой бумаги, для изображения кроны деревьев. В конце занятия «Осень» предлагает детям танцевать, вообразив себя осенними листьями. Дети танцуют «Осенний» вальс под музыку, на прощанье осень угощает яблоками.
Воспитатель: Парфентьева Ольга Фёдоровна д/с №121 г. Тюмени