Анастасия Евдокимова
Занятие по валеологии «Вот я какой» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям; воспитывать чувство гордости, что «Я – человек». Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
Материалы и оборудование:
Блюдце, 3 стакана с кислой, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка, книга, косынка.
2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а вторая соком чеснока, завернутые в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не улетучился.
Публикация «Занятие по валеологии „Вот я какой“ в средней группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Кубики льда, стакан с теплой водой.
Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т. д.)
Ход занятия:
- Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей.
- Каждый человек неповторим по своему характеру, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям.
- Как вы думаете, почему так бывает? (Ответы детей)
- Об этом мы узнаем на занятиях, где будем учиться любить и понимать себя, заботиться и помогать себе и другим людям. А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, - почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес.
- Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.
Блок 1 – Голова.
- У животных всего четыре части тела: голова, туловище, лапы и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Посмотрите друг на друга. Голова есть? Есть!
- Зачем она нужна? ( ответы: чтобы думать, есть, дышать, слышать и т. д.)
Блок 2 – Волосы.
Отгадайте загадку:
Загадка про волосы
Не сеют, не сажают, А сами вырастают. (Волосы)
- Что располагается на макушке головы? (воспитатель кладет руку на голову, перебирает волосы.) Потрогай свои волосы… Подавите их. Подергайте. Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Что вы почувствовали? А теперь подергайте их – тихонько. Что почувствовали? ( ответы детей: боль)
- Как вы думаете, зачем нам нужны волосы? ( ответы детей: украшать голову, согревать и защищать от жарких лучей солнца.)
Блок 3 – Кожа.
- Что располагается ниже волос? ( ответ: лоб)
- Чем сверху покрыт лоб? ( ответ: кожей)
- Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных частях тела. Мы изучим и её. Закройте глаза, я положу на ладошку предмет (кубик льда). Что почувствовали? (холод) Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой). Что почувствовали? (тепло)
- Юля, закрой глаза и определи, что я сделаю. (воспитатель проводит ладошкой по коже ребенка, ответ ребенка)
- А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? ( ответ: боль)
- Значит - что может чувствовать кожа? ( ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.)
Блок 4 – Глаза.
Отгадайте загадку:
Загадка про глаза
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле. (Глазки)
- Что находится ниже лба? ( ответ: глаза). Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (воспитатель показывает книгу. Молчание.) А теперь? (воспитатель берет книгу. Молчание.)
- Откройте глаза. Вот что я делала. (воспитатель повторяет свои действия). Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).
- У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? ( ответ: веки).
- Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки, ресницы? (защищать глаза от пыли, от попадания в них разных предметов)
- Какой еще есть защитник у глаз, как вы думаете? (Брови). Когда умываем лицо, куда стекают капельки воды? Капельки бегут вниз со лба, обтекая их и не дают воде попасть в глаза. Что делаю брови? ( ответ: защищают глаза от воды)
Блок 5 – Нос.
Отгадайте загадку:
Загадка про нос
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
- Что находится посередине лица? ( ответ: нос)
- Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Что случилось? (было трудно дышать) Зачем нужен нос? ( ответ: чтобы дышать).
- Маша, подойди ко мне. (воспитатель завязывает глаза ребенку косынкой, подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовала? (запах) Так зачем нам, ребята, нос? ( ответ: дышать и различать запахи)
Блок 6 – Уши.
Отгадайте загадку:
Загадка про уши
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле. (Ушки)
- Что находиться по бокам головы? (воспитатель указывает на уши, ответы детей.)
- Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (воспитатель произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? ( ответ: говорили, мы видели по губам). А что я говорила? Не слышали? А теперь ребята, что я буду делать? (воспитатель играет на шумовых музыкальных инструментах, находящихся за ширмой, просит назвать их). При помощи какой части тела вы смогли узнать, что я делала? (ответ детей). Так зачем нам нужны уши? ( ответ: чтобы слушать, слышать).
Блок 7 – Рот.
- Что располагается ниже носа? ( ответ: рот).
- Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Что вы можете с ним сделать ртом? (съесть)
- Теперь сожмите губы пальцами и скажите: мама, папа, я иду гулять.
- И еще один опыт (воспитатель раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?
- Так зачем нам рот? ( ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)
Блок 8 –Шея.
- Что находится ниже головы? (воспитатель показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея? (ответы детей)
Блок 9 – Руки и ноги.
Отгадайте загадки:
Загадка про ноги
Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле. (Ножки)
Загадка про руки
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле. (Ручки)
- Узнаем, зачем человеку нужны руки. Яша, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе нужны руки? ( ответ: чтобы брать предметы.)
- А теперь походите все по группе, только без ног. Зачем нам нужны ноги?
Подвижная игра «Где была я – не скажу, а что делала – покажу»
Цель: водящий показывает действия, а играющие должны догадаться, что это за действия (забивать гвозди, поднимать тяжести, вязать, вырезать, бежать, топать – идти.)
Физкультминутка «Вот какое мое тело!»
У меня есть голова
Направо - налево, раз – два. (Повороты головы направо – налево, наклоны головы)
Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели. (Круговые повороты шеей)
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот. (Руки на поясе, наклоны, повороты)
Умелые руки есть у всех,
Вверх- вниз, вниз – вверх. (Рывки руками вверх – вниз)
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
Прыгать, приседать, стоять. (Бег на месте, подскоки, приседания)
Вот какое мое тело!
С ним все сделаешь на «пять»!
Практические упражнения:
• Покажи, где у тебя голова
• Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.
• Вытяните шею, как гусь.
• Втяните голову в плечи.
• Погладь свой носик.
• Погладь носик своего соседа.
• Покажи свои ушки.
• Открой и закрой рот.
• Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.
Чтение стихотворения.
Тело человека
(М. Ефремова)
Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться…
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать.
Глазки могут увидать.
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко-крепко.
Чтобы быть здоровым телу,
Надо нам зарядку делать.
Ручки мы поднимем: «Ох!»,
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо – влево…
Гибкое какое тело!
И в ладошки вместе: «Хлоп!»
И не хмурь красивый лоб!
Потянулись – потянулись…
И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным, сильным телом!
Заключение.
- Скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть одну часть тела, которая была бы нам не нужна?
- А часть тела, которая бы ничего не делала? (Ответы детей) Вот и молодцы, хорошо сегодня поработали.