Кудашкина Елена
Занятие «Удивительная бумага»
▼ Скачать
Тема: «Удивительная бумага"
Цель: Знакомство с историей возникновения, технологией производства и различными видами бумаги
Задачи: познакомить с видами и свойствами бумаги;
• способствовать воспитанию творческих начал личности, стремление к творчеству;
• развивать исследовательские умения и навыки обучающихся;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
История и технология изготовления бумаги
Здравствуйте, ребята, сегодня мы поговорим об очень знакомом вам материале. О каком? Вы узнаете, отгадав загадку.
Публикация «Занятие „Удивительная бумага“» размещена в разделах
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину шпагу.
А поможет вам ребята
Разноцветная… (Бумага)
Правильно, разговор пойдёт об удивительном материале – бумаге.
А что же в нём удивительного, спросите вы?
Ответ на этот вопрос вы сами сегодня найдёте.
Скажите, часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с бумагой? Где её используют? (ответы детей)
Действительно мы повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Это и различные документы, газеты, бумага используется в быту, она нужна для учёбы и творчества.
Сегодня в мире изготавливают очень много разной бумаги. Но так было не всегда.
Когда-то люди для письма использовали глиняные и восковые таблички, папирус, пергамент, бересту. Но вот однажды, в 105 году н. э. в Китае человек по имени Цай Лунь нашёл способ делать бумагу из волокнистой части коры тутового дерева. Есть правда предположение, что бумага появилась в Китае уже во 2 веке до н. э., о чём свидетельствует находка в одной из пещер.
Посмотрите на иллюстрации где изображён процесс изготовления бумаги в древности.
Бумага в те времена стоила очень дорого, так как 800 лет хранили китайцы секрет её изготовления, пока арабы не разбили китайское войско и у пленных не выпытали способ изготовления бумаги.
В Россию секрет бумаги попал в 13 веке.
В наше время бумагу изготавливают на больших станках, но принцип остался тот же. Древесину перемалывают в муку, замешивают водой и разными химическими добавками жидкую массу (как тесто на блинчики) и разливают по большим ёмкостям, там смесь варится, а потом уходит сквозь сито вода, а волокна остаются, затем массу протягивают через валы, там бумага сдавливается и просушивается.
Вначале занятия вы рассказали, где применяется бумага. А одинаковая ли по своим свойствам бумага используется в разных областях? (ответы детей) Какие виды бумаги вы знаете? ( ответы детей: тетрадная, альбомная, ватман, картон для творчества, для упаковки, салфетки, цветная, гофрированная, фольгированная, обои, газеты, деньги).
1. Лабораторная работа.
Предлагаю вам провести небольшое исследование и изучить свойства бумаги лабораторным путём.
Прежде чем мы приступим к работе, проведём физминутку.
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
Цель нашей лаб. раб. подобрать наиболее подходящий вид бумаги для изготовления поделок в известной вам технике.
Демонстрация изделий Папье-маше.
Вопрос: в какой технике изготовлены поделки (папье-маше). Из чего они изготовлены? (бумага) Сегодня мы попробуем подобрать различные виды бумаги для данного вида творчества.
Перед вами различные образцы бумажной продукции. Перечислите их (ответы детей). Для работы нам понадобятся тарелочки с водой, формы папье-маше.
Задание:
Возьмите кусочек салфетки и смочите её водой. Попробуйте приклеить его к форме, что мы видим ( ответы детей: салфетка расползается, и сквозь неё просвечивает форма, чтобы защитить форму от клеевого слоя нужно будет наклеить несколько слоёв салфеток, это долго и надо много салфеток)
Как поведёт себя гофрированная бумага? (дети повторяют опыт, вывод бумага ведёт себя так же, к тому же нет смысла использовать красивую бумагу, т. к. её всё равно придётся заклеить)
Испытаем тетрадные листы и принтерную бумагу. Каковы ваши наблюдения? (кусочки долго не размокают и неплотно ложатся на выпуклую поверхность формы. Но использовать можно, если делать кусочки поменьше и хорошо размочить в воде или клее для последующих слоёв)
Газета – идеально подходит т. к. она хорошо размокает и облегает форму.
Может быть, попробовать использовать картон? Ведь он толстый и можно быстрее сделать изделие, наклеив меньше слоёв (нет, он плохо размокает и неплотно прилегает к поверхности, изделие будет всё в выпуклостях).
Глянцевая бумага из журналов – она хорошо облегает форму, но глянцевая поверхность плохо приклеивается
Вывод:
Какой выбор мы сделаем? ( ответ: идеально подходит газетная бумага, но можно использовать и тетрадную и принтерную).
Вопрос: А какую тетрадную и принтерную бумагу лучше использовать? (использованную)
Почему? Чтобы не выбрасывать, а дать её вторую жизнь. Бумагу надо экономить.
Вопрос:
А зачем надо экономить буамагу? Ведь её так много делают (её делают из деревьев, а они долго растут и так можно вырубить все леса)
Правильно для изготовления поделок в технике папье- маше надо использовать уже прочитанные газеты и исписанные тетради.
2. Итог.
Давайте вернёмся к теме нашего занятия – «Удивительная бумага». Нашли ли вы ответ на вопрос что же в ней удивительного?
Ответы детей:
Мягкую пластичную бумагу делают из твёрдой древесины
Её изготовление напоминает выпечку блинов
Тайну о ней Китайцы хранили 800 лет
Бумага бывает разных видов
Из использованной бумаги можно сделать красивые изделия, т. е. дать ей вторую жизнь.