Ирина Шевцова
Конспект занятие по экологии «Удивительная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе по экологии
Исследовательская деятельность
«Удивительная вода»
Программные задачи:
Образовательные:
- знакомить детей со свойствами воды (жидкая: льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить в твёрдое состояние и обратно;
-учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов, делать выводы;
-дать элементарные представления о фильтрации;
Публикация «Конспект занятие по экологии „Удивительная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, активизировать и обогатить словарный запас детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;
Развивающие:
- развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
развивать аналитические свойства ума, мышления;
Здоровьесберегающие:
- формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни;
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.
«Коммуникация»
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Предварительная работа с родителями: дать стихотворение снежинки и с родителями наморозить разные цветные фигурки, стихотворение льдинки и наморозить 12 кусочков льда, выучить стихотворение капельки и заключительное стихотворение.
Материалы и оборудование: книга со стихотворением, 4 корзины (в одну положить глобус и накрыть платком, в три другие насыпать снега) на каждого ребенка по два стакана, полотенце для рук, шапочка, накидка, клеенка для льда, тарелочка под лед, карандаш темного цвета, салфетки бумажные по одной на тарелочке и в салфетнице на всякий случай. Вечером поставить 14 стаканов со снегом в группу и заморозить в тарелочках (тонкий лед)12 штук и из под селедки воду (толстым слоем).
Организация образовательной деятельности.
Заходит воспитатель с детьми
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. А теперь встанем в круг.
Добрый, добрый, добрый день
Говорим мы целый день.
Чтобы добрым был всегда
У тебя день, у тебя.
Дружно за руки держись
И друг другу улыбнись.
Воспитатель: ребята, к нам пришла посылка. Интересно от кого она. Давайте сядем на палас кружочком, поближе друг к другу, и узнаем это. (сверху капелька со стихотворением). А на письме стихотворение. Я вам почитаю стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету.
А как вы думаете, что находится в посылке? Посмотрим? Помочь достать, кто рядом сидит (глобус).
- Посмотрите, ребята, вот это наша планета Земля.
- какого цвете больше на нашей планете? (голубого)
- Как вы думаете, что может быть голубым на нашей планете? (Вода)
- Да, большая часть нашей планеты покрыта водой.
-Бывает вода в морях, как можно по - другому назвать такую воду? Морская.
- Бывает вода в океанах, как ее можно назвать? (Океаническая).
- Правильно, а еще мы с вами знаем, что в морях и океанах вода не годиться для питья? Почему? (Вода солёная)
- Моря и океаны – это самые большие водоёмы на земле.
Бывает вода в реках, как она называется? Речная.
- А вода в родниках? (Родниковая).
- Какая эта вода в отличие от морской? (Пресная, ее можно пить).
-Кто знает, в каком водоеме самая чистая вода? (Родниковая вода самая чистая.)
Воспитатель: Ребята, так от кого же эта посылка?.Посмотри …. Есть ли там еще что-нибудь? (Аня достает письмо)
«-Вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Я хочу пригласить вас в свою исследовательскую лабораторию, что бы еще больше узнать интересного о воде и её свойствах. Мы будем проводить опыты. Но если вы готовы посетить лабораторию, то сначала познакомьтесь с правилами безопасного поведения для экспериментирования.
Не шуми и не торопись.
Не толкай соседа во время работы.
Сначала посмотри, потом повтори.
Нельзя пробовать вещества на вкус.
Если взял, то положи на место.
Жду встречи с вами. Тучка»
Воспитатель: ну что, ребята, будем гостью встречать? Тогда встаем.
Звучит шум дождя, заходит Тучка.
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?
Тучка: Здравствуйте, ребята. (дети здороваются)А вы меня узнали? Тучки-сестрички передали мне, что в группе «Ранетки» живут умные, любознательные детки, желающие узнать все о воде. Поэтому я поспешила к вам на помощь. Я пришла не одна. Кроме посылки, которую вы получили от меня, среди вас есть мои помощницы. А кто они такие, вы узнаете, угадав их загадки. (выходят капелька, снежинка и льдинка. По очереди загадывают загадки и им на голову одеваем символ).
загадки
А теперь я предлагаю превратиться в настоящих ученых. Для этого мои помощницы помогут вам одеть настоящую спецодежду для лабораторий. А пока переодеваемся, давайте повторим правила поведения во время проведения опытов. (переодеваемся). Вот вы уже готовы.
ТУЧКА: Ребята, много интересного можно узнать про воду, но для этого надо вооружиться вниманием и терпением. И так приступим. Занимаем свои места
ТУЧКА: Ребята, я вижу сверху, что кое-кто из вас любит тайком от воспитателей поесть снег, пососать сосульки. Правда? А можно это делать? А почему?
ОПЫТ 1
проведём опыт и сделаем вывод, почему нельзя есть снег и сосать сосульки?
ТУЧКА: подружка-снежинка, расскажи, что за стаканы с водой стоят на подносе (мы набрали снег в стаканы и поставили в тепло. Снег растаял получилась талая вода). давайте проведем исследование - проверим чистая она или грязная? Помоги снежинка раздать каждому стаканы с водой. (раздаем стаканы с талой водой). Берем салфетку, кладем на пустой стакан и пальчиком придавливаем как воронку. И заливаем потихоньку талую воду. Проверяем фильтр. (грязный).
ВЫВОД. ЛЕД И СНЕГ ЕСТЬ НЕЛЬЗЯ ОН ГРЯЗНЫЙ, ХОЛОДНЫЙ - МОЖНО ЗАБОЛЕТЬ.
ОПЫТ 2
ТУЧКА: А теперь помогать мне будет капелька. (показывает кубик) ребята, какую форму имеет этот предмет? А вода имеет форму? (дети отвечают). Давайте проведем эксперимент. Положим кубик в тарелку. изменилась форма? (нет). Теперь капелька нальет воду в тарелку. Какую форму приняла вода? (форму тарелки).положим кубик в стакан. Изменилась форма у кубика? (нет). Нальем воду в стакан. Какую форму приняла вода? (форму стакана).
ВЫВОД: ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ ПОЧЕМУ? ПОТОМУ ЧТО ОНА ЖИДКАЯ.
ОПЫТ 3
ТУЧКА: А может ли вода быть твердой? Когда это бывает расскажет нам льдинка и снежинка. (Марина покажет льдинки, которые заморозили дома с родителями. И рассказывает о проделанной работе. Расскажет Лера)
ВЫВОД: ВОДА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЛЕД ПРИ СИЛЬНОМ ХОЛОДЕ.
(раздаем кусочки льда каждому.)
ТУЧКА: Возьмите в руки лед и внимательно рассмотрите его. Что вы чувствуете (холод)А какой лед?
ВЫВОД: ЛЕД СКОЛЬЗКИЙ, ГЛАДКИЙ, ТВЕРДЫЙ, ХОЛОДНЫЙ.
ТУЧКА: именно поэтому зимой мы можем кататься на коньках на льду (КАРТИНКА)
ТУЧКА: Ребята, даже ученым необходим перерыв в опытах. Давайте встанем в круг и разомнемся.
ФИЗМИНУТКА (выполняют движения под музыку)
ОПЫТ 4
ТУЧКА: А как вы думаете, что легче лед или вода? Давайте проведем следующий опыт. положим кусочек льда в стакан с водой. Что происходит? (лед не тонет). Но часть льда плавает в воде, часть на верху.
ВЫВОД: ЗНАЧИТ ЛЕД ЛЕГЧЕ ВОДЫ.
ТУЧКА: в холодных морях плавают огромные глыбы льда. Их называют айсбергами. (картинка айсберга). Над поверхностью видна только верхушка айсберга,. И если капитан корабля вовремя не заметит и наткнется на айсберг, то корабль может потонуть.
ОПЫТ 5
На общий стол поставить стакан с водой и стакан со снегом
ТУЧКА: давайте проверим такое свойство как прозрачность у воды, снега и льда. Посмотрите через воду на карандаш. Видите карандаш? Посмотрите теперь через снег. Видите? А лед прозрачный (на столы раздаем лед тонкий из тарелочек. посмотрите через тонкий лед) Лед можно разломать? (ответы детей). А давайте проверим. (Дети пробуют его разломать)
ВЫВОД: вода и лед прозрачные, а снег нет. лед ломается. поэтому всегда ли можно ходить по льду? (открывается картинка)
ОПЫТ 6
(расставляем три корзины снега на столы детям и одну на общий стол.)
ТУЧКА: Ребята, когда вы идете по снегу, что вы слышите? (снег скрипит). Давайте и мы с вами поскрипим снегом, только руками. Как вы думаете, почему снег скрепит? А посмотрите на снежинки. У них шесть лучиков. А когда он сильнее скрепит? (в холодную погоду) А почему (в сильный мороз снежинки твердые и громче ломаются лучики)
ТУЧКА: Ну что ж, ребята, наше время подошло к концу. Мне пора возвращаться к моим подружкам тучкам.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Тучка, а мы тебе стихотворение подготовили про воду. Вот послушай.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
ТУЧКА: Вы все молодцы. Мне очень понравилось с вами работать. А вам понравилось в моей лаборатории? Придете еще? Тогда снимаем спецодежду, Она нам еще пригодится. А за ваше старание, рассуждения и внимательность я хочу подарить всей вашей группе на память снежинки. (Тучка раздает снежинки) А мои помощницы передадут другим ребятам мои подарочки. До новых встреч, ребята!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну что, ребята, вам понравилось быть в роли ученых? Почему же вместо дождей теперь идет снег? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. А почему снег скрипит? А какие исследования вам больше всего запомнились? Ну что ж, давайте скажем до свидания нашим гостям и пойдем расскажем о наших исследованиях другим ребятам.