Татьяна иванова
Проект «Удивительная страна Япония»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Удивительная страна Япония»
Знакомство детей с культурой страны
I. Информационная карта проекта
Полное название проекта : «Удивительная страна Япония».
Авторы проекта : воспитатели Иванова Т. В., Старостина Г. Ю.
Продолжительность проекта : 3 месяца
Тип проекта : групповой, информационно - творческий, краткосрочный
Участники проекта : дети 4 группы, педагоги группы, родители.
Возраст детей: 7 лет.
Постановка проблемы.
Публикация «Проект „Удивительная страна Япония“» размещена в разделах
Знакомя детей со сказками народов мира, согласно комплексно – тематическому плану дошкольного образовательного учреждения и группы, мы прочитали японскую народную сказку «Брат и сестра». Ребятам очень понравилась история о том, как девочка Сокихима помогала своему брату, очень его любила. Педагоги нашей группы решили принять участие в конкурсе «Звездный калейдоскоп» в номинации художественное творчество. Решили мы с ребятами изобразить девочку Сокихиму под веткой сакуры. И захотелось нам рассказать детям о этой стране, о ее традициях, что это за народ такой - японцы. Все было интересно нашим детям - где живут японцы, как одеваются, что едят, какая природа, какой животный мир.
Цель проекта : дать первичные представления:
- о местоположении, символах Японии;
- о богатстве и разнообразии культуры Японии;
- развивать у детей проектно - исследовательскую деятельность;
Задачи проекта :
Для детей:
1. Расширить представления детей о культуре, традициях, праздниках Японии;
2. Вызвать интерес к культуре, искусству народа Японии; – где живут японцы, как одеваются, что едят, какая природа, какой животный мир.
3. Познакомить с игрушками, в которые играют японские дети;
4. Развивать навыки действовать коллективно, умение договариваться со сверстниками, и взрослыми.
5. Формировать целостную картину мира;
6. Развивать интерес к национальной японской культуре;
7. Способствовать творческой активности детей;
Коррекционно-образовательные: 8. Закрепление навыков работы с географической картой; 9. Совершенствование грамматического строя речи
Коррекционно развивающие: 10. Развитие связной речи; 11. Развитие зрительного внимания и восприятия; 12. Развитие общей моторики; 13. Развитие мышления и памяти; 14. Развитие фонематических представлений; 15. Развитие творческого воображения, подражательности.
Коррекционно-воспитательные: 16. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; 17. Стимулирование и поощрение уважительного отношения к другим национальностям и народам.
Для педагогов:
18. Создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения; творчески перерабатывать информацию и самовыражаться в различных видах деятельности;
19. Электронная презентация «Япония - страна восходящего солнца»
20. Знакомство с японскими сказками 21. Картотеки стихов, загадок
22. Знакомство с японской музыкой
23. Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
Для родителей:
1. Приобщать к истокам японской культуры;
2. Обеспечить непрерывную связь поколений;
4. Сотрудничество активное участие в образовательном процессе.
Продукты проекта :
Для детей:
Альбом совместных работ:
- лепка животные Японии «Панда» пластилинография
- рисование «Ветка сакуры»
- аппликация «Цветущая сакура»
- ручной труд «Японская девочка Сокихима под веткой сакуры»
- Изготовление вееров Японии
- приготовление японского блюда роллы
- Мини экспозиция: «Посуда для чайной церемонии в Японии»
- Сборник «Открытки Японии»
Для педагогов: - электронная презентация «Япония - страна восходящего солнца» - знакомство с японскими сказками - картотеки стихов, загадок
- знакомство с японской музыкой
Для родителей:
- Выставка поделок
- Выставка рисунков - Изготовление костюмов
- Украшение группы в японском стиле
- Мастер-класс приготовление роллов, культура питания в Японии.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
1. Сформированные представления о традициях Японии, национальной культуры;
2. Адекватно используемые средства общения и конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (договариваться, распределять действия при сотрудничестве и др.); 3. Заинтересованное участие в образовательном процессе (интересуется новым, задает вопросы, самостоятельно действует в различных видах детской деятельности).
Для педагогов:
1. Сформированные знания о стране восходящего солнца, обычаях и культуре; 2. Созданные условия для творческой активности детей, для формирования у детей познавательных умений; 3. Активное участие семей воспитанников в образовательном процессе.
Для родителей: 1. Осознанный интерес к истокам национальной культуры, к традициям собственной семьи;
2. Сформированные знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении японского костюма 3. Активное участие в образовательном процессе.
Этапы реализации проекта :
1 этап. Организационный. Подготовительный.
- Создание в группе условий для приобретения опыта через знакомство с культурой, искусством, традициями Японии.
Оформление в группе экспозиции «Уголок Японии» :
- Ознакомление с национальными традициями, культурой, искусством Японии. Развивать творческое воображение, наблюдательность, познавательный интерес к произведениям искусства, традициям другого народа.
- Беседы с детьми о национальных традициях, искусстве, природе, культуре Японии. Темы бесед: «Удивительная страна Япония», «История возникновения икебаны», «Веера»
- Чтение японских сказок («Брат и сестра»)
- Совместное и самостоятельное рассматривание репродукций картин, предметов находящихся на экспозиции «Уголок Японии»; рассматривание иллюстраций к произведениям художественной литературы по данной тематике, обсуждение и высказывание своего отношения к увиденному.
- Работа с родителями. Сделать подборку литературы по изготовлению икебаны, веера – что можно сделать дома с детьми. Домашнее задание для родителей и детей: приобретение предметов «Экспонатов» имеющих отношение к Японии – веера, статуэтки, куклы в национальном японском костюме, коврики с изображением иероглифов, фонарики, фигурки животных, репродукции картин, палочки для суши и так далее; подборка журналов по теме Япония, художественной литературы с Японскими сказками, фольклорными произведениями, одежда кимоно.
2 этап. Формирующий.
- Развитие и совершенствование творческих способностей, композиционных умений; владения способами нестандартного, нетрадиционного изображения; умения экспериментировать с разными изобразительными материалами; умение использовать трафареты и печати при работе; умение декоративно оформлять готовую работу; использование навыков в самостоятельной деятельности; интерес к изобразительной деятельности.
- Формирование способности удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира, постигать тайны его красоты «духовным зрением».
Практическая деятельность по реализации проекта.
Планирование педагогической работы:
Познавательное развитие
Программное содержание: Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире; дать элементарные представления о Стране Япония. Обогатить представление детей о достопримечательностях страны. Расширить кругозор детей об обычаях японцев. Познакомить с традиционной едой японцев. Познакомить с географическим положением Японии. Познакомить с национальной японской одеждой. Обогатить представление детей о народном творчестве японцев – оригами. Формировать элементарные представления о японском национальном доме – «Минке». Познакомить с чайной церемонией японцев.
Проектные мероприятия : - Беседа: «Что вы знаете о Японии» (метод трех вопросов «Что мы знаем?», «Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать)
- Презентация детей «Япония-страна Восходящего Солнца»
- Рассказ воспитателя «Достопримечательности страны Япония»; «Обычаи»; «Традиционная еда»; «Национальная японская одежда»; «Японский национальный дом»; «История создания веера».
- Чайная церемония с чаепитием.
- Географическое положение Японии.
Речевое развитие
Программное содержание: Обогащать содержание речевого общения детей. Побуждать высказывать свое мнение, рассуждать, формулировать мысль в виде короткого текста.
Развивать внимание, память, связную речь. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря. Обогатить словарь детей словами: «кимоно», «сакура», «хаси», «икебана», «иероглифы», «циновки», «бамбук», «конничива», «сайо: нара», «морепродукты», «хокку». Активизировать словарь: «Япония», «суши», «оригами». Формировать умение вести диалог с воспитателем на доступном детям уровне, со сверстниками, быть корректным собеседником, воспитывать культуру речевого общения. Развивать восприятие художественного слова через знакомство детей с японскими сказками и стихами.
Художественно-эстетическое развитие.
Проектные мероприятия :
Чтение художественной литературы: японской сказки «Брат и сестра»
Сборник японских сказок для детей. Знакомство с художественным словом страны стихи. Знакомство с японским стихами.
Постановка танцев под японскую музыку с использованием театральных масок «Японские лица» сделанных руками воспитателей.
Программное содержание: Прививать интерес к рисованию, совершенствовать навыки рисования красками; Формировать у детей умение подбирать материал для создания рисунка, анализировать его. Развивать мелкую моторику при работе с пластилином, метод пластилинографии. Закрепить умение моделировать из бумаги веера, совершенствовать конструктивные навыки из бумаги.
Проектные мероприятия :
- Рисование: Флаг Японии;
- Пластилинография «Панда»;
- Конструирование из бумаги и ткани – оригами «Девушка в кимоно».
- Рисование (декоративное) : «Веточка сакуры»; нетрадиционный метод выдувание ( материалы: пипетка аптечная, котельные трубочки, гуашь)
- Аппликация «Цветущая сакура»
- Изготовление ролл из бросового материала (влагостойкие салфетки, цветная поролоновая губка)
- Раскраски по теме «Япония страна восходящего солнца»
- Создание совместных работ: «Веера»
- Чайный сервиз для чайной церемонии в Японии
- Настольный сад из камней и песка
- Слушание: песня «Японский журавлик»; японской народной музыки. Слушание звучания музыкальных инструментов.
Физическое развитие
Программное содержание: Формирование представлений о японских традиционных детских играх.
Закреплять умение осуществлять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками. Развивать физические качества (ловкость, быстроту, выносливость)
Развивать мелкую моторику, совершенствовать координацию руки и глаза. Вызвать интерес детей к утреней гимнастике в японском манере делать упражнения плавно, не торопясь под японскую музыку.
Проектные мероприятия :
- Подвижные игры: (Японские традиционные детские игры) «Дзянкэн» - игра с выбрасыванием пальцев; «Они – гокко» - игра с водящим и убегающим.
- Эстафеты: «Кто быстрее передаст веер», «Кто быстрее украсит ветку сакуры» - Утренняя гимнастика. (под японскую народную музыку) - Конкурс загадок (имитация движений, по теме недели) - Игровые упражнения «Переложи палочками сахар в тарелочку»
Социально-коммуникативное
Программное содержание: Формировать интерес и уважение к культурным традициям других народов. Развивать умение участвовать в совместных играх с другими детьми. Закреплять правила вежливого поведения в гостях.
Проектные мероприятия :
- Сюжетно-ролевая игра: «Выставка японских экспонатов»
- Ситуативный разговор «Моя семья путешествовала в страну Япония»
Результат (продукт) проекта :
Презентация детьми интересных фактов о Японии. Собрана выставка экспонатов «Япония чудесная страна». Изготовлена афиша – приглашение на «Чайную церемонию», которая стала заключительным этапом проекта. На «Чайной церемонии» был показан мастер – класс по изготовлению ролл (из бросового материала, дети показывали родителям, как они научились брать палочками роллы, также был представлен танец под японскую музыку. Организованна выставка детских рисунков «Страна восходящего солнца». Мероприятие закончилось чаепитием.
Рефлексия:
С детьми обсуждалось: чему научились, как достигли поставленных целей, кто был их помощником. Детям было интересно узнать: чем необычен японский костюм, какие традиции пришли к нам из Японии, пользоваться японскими палочками, складывать из бумаги японские веера. Дети с желание слушали сказки страны Японии. В ходе индивидуального опроса с родителями обсуждался вопрос: «Что дало вам участие в данном проекте?» Родители сами узнали новое о стране Восходящего солнца. С интересом приняли участие в подборе экспонатов для выставки. У некоторых родителей была проблема в оформлении ответа на вопрос ребенка.
Оценка:
Хотелось бы отметить, что в поиске информации о стране, пополнение выставки экспонатами приняли участие большая часть семей группы. Родители активно участвовали в подборе костюмов.
3 этап. Обобщающий, заключительный.
Защита проекта на методическом совете воспитателей и специалистов дошкольного отделения МБОУ НШДС ОВЗ от 23.03.18г. Презентация проекта.
Защита проекта перед родителями на дне открытых дверей 16.05.18г.