Елена Чудайкина
Занятие по социальному миру в подготовительной к школе группе «Великие люди России: А. С. Пушкин»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Помочь ребёнку открыть мир литературы, заложить эмоционально – чувственную основу литературного образования дошкольника.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
2. Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (выразительность, музыкальность, точность).
3. Побуждать детей вспоминать разнообразные элементы содержания волшебных сказок, по-разному отражающую одну и ту же сказочную целостность.
4. Обогащать и расширять словарный запас детей.
5. Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.
Публикация «Занятие по социальному миру в подготовительной к школе группе „Великие люди России: А, С, Пушкин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, сказки А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия «Великие люди России» и говорить мы с вами сегодня будем об Александре Сергеевиче Пушкине. Все знают, кто этот человек? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, А. С. Пушкин – это великий русский поэт, драматург и прозаик и мы с вами прочитали много его произведений. Давайте же узнаем о его жизни.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина. Предками Александра были известные в истории бояре, воеводы, храбрые воины. Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметики, истории и другим наукам. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы была книга.
Читал Александр много и жадно. В гостях у Пушкиных бывали виднейшие писатели и поэты: Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский; вечера проходили в увлекательных разговорах и шумных спорах. Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых.
Бабушка Александра - Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна рассказывали ему сказки, познакомили с добрыми волшебниками и злыми колдуньями, с прекрасным миром поэтического народного вымысла.
К Арине Родионовне поэт испытывал истинное родственное чувство, любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой». Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Позднее со слов няни поэт записал семь сказок и несколько песен, Няне он посвятил стихотворение «Зимний вечер».
Д/и «Доскажи словечко»
1. Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его… (одна).
2. Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного… (Салтана)»
3. Вот пошёл он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;
"Чего тебе надобно… (старче?"
4. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй… (лёжа на боку)”
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо знаете сказки Пушкина.
Физкультминутка «Вот так яблоко»
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите. (Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Воспитатель: А в какой сказке Пушкина присутствует отравленное яблоко?
Дети: В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь посмотрим на иллюстрации к сказкам Пушкина и угадаем, из каких они сказок.
Д/и «Угадай сказку по иллюстрации»
Воспитатель: Все сказки Пушкина написаны просто и интересно. Ребята, с можно ли сказки Александра Сергеевича назвать волшебными и почему?
Дети: Да, можно. Потому что в его сказках животные разговаривают, мёртвая царевна оживает, а королевич может превратиться комара или муху.
Воспитатель: Благодаря лирике А. С. Пушкина мы узнаем исполненную прелести природу средней полосы России. Поэт учит нас чувствовать своеобразное очарование унылой осенней поры, вглядываться в голубые небеса и великолепные снежные ковры зимы, любить ясную улыбку весны.
«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа,
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса,
Еще прозрачные, леса,
Как будто пухом зеленеют». («Евгений Онегин»)
Воспитатель: Пушкин дает реалистическое и в то же время глубоко поэтическое представление о родной природе. Поэт выбирает немногочисленные, но самые существенные признаки, ясные, привычные, легко узнаваемые приметы:
«Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих
Своих ветвей» («Осень»)
Картины зимы, нарисованные поэтом, развивают детскую фантазию, радуют и детей и взрослых:
«…И рады мы
Проказам матушки – зимы …» («Евгений Онегин»)
Д/игра «Объясни слово»
Лукоморье (морской залив)
Супостат (враг)
Явства (еда, пища)
Сенная девушка (служанка)
Толоконный лоб (глупый человек)
Душегрейка (теплая кофта без рукавов)
Перст (палец)
Оброк (деньги, по Пушкину)
Горница (комната)
Полба (каша из пшеницы)
Чернавка (служанка)
Чупрун (чуб)
Град (город)
Соболья душегрейка (кофта без рукавов)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами хорошо поработали и узнали много нового. Спасибо.