Людмила Рузанова
Конспект НООД по социальному миру и рисованию «Свет мой, Родина моя!»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №72 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Конспект
непосредственно-организованной
образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
«СВЕТ МОЙ, РОДИНА МОЯ!»
Подготовила и провела:
воспитатель первой квалификационной
категории Рузанова Л. В.
Программное содержание:
Продолжать формировать у детей интерес к своему краю, расширять представление о стране, в которой они живут, о праздниках.
Закреплять знания детей о государственных символах России, Мордовии.
Публикация «Конспект НООД по социальному миру и рисованию „Свет мой, Родина моя!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Прививать желание читать стихи
Продолжать развивать умение правильно излагать свои мысли, чувства, строить рассказ по моделям.
Обогащать словарь детей, учить правильно строить предложения.
Создать положительное – эмоциональное настроение у детей
Воспитывать любовь и гордость за свою Родину с помощью художественного слова.
Методы и приё мы:
1. Беседа - обращение к личному опыту детей.
2. Участие детей в поисковой деятельности (Узнавание достопримечательностей по моделям)
3. Чтение стихотворений
4. Вопрос- ответ
5. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика
6. Рассматривание флага и герба - символов России, Мордовии.
7. Рассматривание фотографий.
8. Рассказ по моделям, придумывание рассказов
9. Игра «Передай сердечко, назови словечко»
10. Игра «Мечтатели» : воображаемая ситуация
11. Слов. игра «Что вы знаете о своём городе?»
12. Творческая работа с использованием практического опыта детей.
Предварительная работа:
Беседы о стране, крае, в котором живут дети.
Экскурсии по городу.
Рассматривание альбомов о Мордовии.
Рисование на тему «Наш город»
Изучение краеведческого материала.
Игра-занятие «Государственные символы России».
Игра-занятие «Государственные праздники в России»
Чтение и разучивание стихов.
Фотовыставка «Я гуляю по городу».
Материал к занятию:
Сердечко – для игры.
Карта Российской Федерации.
Флаг Российской Федерации, Мордовии
Герб России, Мордовии.
Фотографии с видом г. Саранска
Модели достопримечательностей.
Игра-занятие «Государственные праздники России».
Игра-занятие «Государственные символы России».
Солнышко – для игры.
Материалы для творческой работы: карандаши, фломастеры, альбомы.
Музыкальное сопровождение: Э. Григ «Утро»
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям. Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать интересно.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику:(музыка Э. Грига «Утро»)
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую.
Дети садятся на стульчики
Основная часть.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине, стране, в которой мы с вами живём. Почитаем прекрасные стихи, которые написали поэты на эту тему.
Звучит негромкая, спокойная музыка.
Ребё нок:
Распростёрлись в дымке синей
Величавые края,
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
Воспитатель: Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая даёт жизнь… Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!
Ребё нок: Родина! Что это значит?
Воспитатель:
Это цветы, что растут в нашем крае,
Это заря, что горит не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.
Родина. Слова не знаю чудесней,
В нём наши сказки и славные были,
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими.
- Такими красивыми и понятными словами один из поэтов сказал, что такое Родина.
Ребята, а что для вас означает это слово?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Конечно, слово Родина означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, и страна, в которой мы родились. Это и мать, и отец твой. Воспитатель читает стихотворение:(Родина. З. Александрова)
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Родину ещё отчизной, отечеством называют, а дом родной – называют «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан нам Родиной.
- Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо, ведь даже оно не везде одинаковое. Есть родное небо – это то, под которым ты родился и живёшь.
Ребёнок читает стихотворение «Родного неба милый свет»(В. Жуковский).
Родного света милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?
Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать красивые слова к слову Родина. (Родная, красивая, милая, любимая и т. д.)
Воспитатель: Ребята, вы сказали о Родине такие прекрасные слова. А вы знаете, в какой стране вы живёте?
Дети: В России.
Вос-ль: Да, наша страна называется Россия, и мы с вами в ней живём.
Ребё нок: стихотворение «Россия» (Коваль-Волков).
Ты людям явилась впервые
В названии реченьки – Рось
Потом обернуться Россией
Росинке лесной довелось.
Воспитатель: Наша страна Россия, очень большая, даже можно сказать огромная.
Показ карты Российской Федерации.
- Конца края не видно. С одного его конца на другой нужно ехать на поезде около недели.
- Разнообразна природа нашей страны, это серая тундра, зелёная тайга, коричневые горы, белый север.
Воспитатель: Чем знаменита Россия?
Дети отвечают: Лесами, полями, реками, морями, народными умельцами, песнями…
Воспитатель: Правильно, многим знаменита Россия: людьми добрыми и сердечными, мастерами умелыми, песнями душевными.
А какое дерево славит Россию своей царственной красотой? (Береза)
Как вы думаете, за что русские люди любят березу? (за красоту, за доброту..) Верно. За красоту, за доброту, за березовый сок, дающий бодрость и силу, за бересту, давшую знания, за березовые почки и веники, сохраняющие здоровье.. .
Что вам нравится в березке? (Красивая, нарядная, стройная.. .)
Ребё нок читает стихотворение:
У красы березки платье серебрится
У красы березки зелены косицы
Воспитатель: Ребята, русская красавица береза - это краса и гордость России.. Но есть у нашего государства и другая гордость – символы России. Что это за символы?
Дети: Флаг, герб и гимн- символы нашей России, при виде которых человек любой страны мира может догадаться, о какой стране идет речь.
Воспитатель: Что такое гимн?
Дети: (ответы) Гимн - это главная песня страны.
Воспитатель:- Ребята, а какой из символов России есть в нашей группе?
Дети: (ответы) Флаг.
Вос-ль: Скажите, а что обозначают цвета на флаге России?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Да, верно, белый – мир, чистота, отечество; синий – верность, вера; красный – отвага, битва, энергия.
А какой ещё есть символ у русского народа?
Дети: Герб (Два ребёнка собирают картинку-пазл герба)
Воспитатель: Что изображено на гербе России?
Дети: Георгий Победоносец и двуглавый орел.
Воспитатель: Дети, мы с вами сегодня говорим о Родине, о стране в которой мы живём, а вот есть такое понятие «Малая Родина». Как вы понимаете, что такое «Малая Родина»?
Дети: Дом родной, улица, детский сад, сад, рядом с домом.
Воспитатель: Конечно, «Малая Родина» - это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны.
- Ребятки, а вам мама рассказывала, где вы родились?
Воспитатель: А как называется наша «Малая Родина»?
Дети: Мордовия.
Воспитатель: А как называется наш город?
Дети: Саранск.
Ребёнок читает стихотворение.
Всю ночь, за лесом яркие огни,
Светлей небесных звёздочек горят.
Каким чудесным стал ты наш Саранск!
Здесь в каждом доме, что в семье одной,
Живут, как братья, русские с мордвой!
Воспитатель: На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый красивый? (Да)
Физкультминутка.
Давайте возьмёмся за руки и представим, что мы с вами – это древний город. Наш круг – это крепость. Есть башни низкие и высокие, а наши руки – это стены крепости. Опустите руки. Теперь мы с вами – старинные здания: это может быть одноэтажный деревянный дом с треугольной крышей или красивый храм с куполами. А теперь изобразите современный город. Высокие дома, где живет очень много жителей.
Дети садятся.
Воспитатель: Пока вы еще дошкольники, вам еще предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит знать его.
Давайте поиграем в игру: “Что вы знаете о своем городе?”
Вопросы:
1. Как называется улица, на которой ты живешь?
2. На какой улице находится наш детский сад?
3. Что находится рядом с детским садом? (Магазины, парикмахерская, кинотеатр….)
4. Кто мэр нашего города?
5. Какие школы находятся рядом с детским садом?
6. Сколько в нашем городе детских садов?
7. На какой улице находится администрация города (На Советской)
8. Каким цветом флаг Мордовии? (Тёмно-красного, белого и тёмно-синего цветов)
9. Что изображено на гербе Мордовии? (Щит с гербом г. Саранска в середине внутри шейной гривы, она обрамлена золотыми колосьями пшеницы, в верхней части герба- восьмиконечная розетка- символ солнца, добра)
10. Кто знает слова гимна Мордовии (Один ребёнок читает отрывок из гимна Мордовии)
Воспитатель: Загадки бывают разные. Бывают о животных, растениях, о явлениях природы. Сейчас вы друг другу будете загадывать загадки о городе. Посмотрите внимательно на эти модели и скажите, что здесь изображено.
Дети поочередно выходят к доске, на которой расположены модели достопримечательностей города, рассказывают об одной из них. Ребенок находит на столе цветную фотографию и помещает её рядом с моделью.
Воспитатель: А какие достопримечательности ещё есть в нашем городе? (Дети перечисляют)
Воспитатель: Какие праздники отмечают в России и Мордовии?
Дети подходят к столу, где лежат картинки праздников, называют их и помещают на доску: 1 сентября, 8 Марта, День защитников отечества, 9 Мая…
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Мы сегодня говорили о большой и малой Родине. Вы своими ответами показали, что знаете и любите их. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для страны и города, когда вырастете. Наша игра-мечта так и будет называться “Мечтатели”, её можно начинать словами: “Когда я вырасту. ”
Высказывания детей.
Какие прекрасные у вас мечты!
Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя фломастеры и карандаши. Представьте, что в центре города построили огромную площадь Солнца. Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю нарисовать вашу мечту на концах каждого лучика.
На заранее подготовленном материале нарисовано солнце с отходящими от него лучами, на конце которых дети рисуют свою мечту под аудиозапись песни о городе. Закончив рисовать, дети идут вокруг стола, рассматривая рисунки друг друга. Два ребенка читают стихотворения о городе.
1. Ты старше меня, ну и пусть!
Да, годы идут,
А ты все растешь,
Знай, город Саранск, тобой я горжусь!
2. Мы живём, мы растём
В нашем городе родном
Для кого-то он большой,
А для нас огромный!
Пусть живёт!
Пусть растёт!
Городок наш скромный!
III. Заключительная часть.
Воспитатель. Я думаю, что вы все, повзрослев, вот так же сможете признаться в любви к городу. Кто-то стихами, кто-то песнями, а кто-то просто хорошими, добрыми делами.
Подведение итогов.
Использованная литература:
1. Мы- мордва! Рассказы о родном крае и мордовском народе для маленьких читателей. ; изд. центр ИСИ МГУ им. М. П. Огарёва, 2007.
2. Труфанова С. Что такое история и нужна ли она дошкольникам // Малыши. RU. – 2003 – 2004.
3. Наша Родина // Дошкольное воспитание № 3. – 2001.
4. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я №3. – 2003