Ольга Николаевна Кондратьева
Занятие по рисованию в подготовительной группе «Гжельская Роза»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание (задачи) :
1. Образовательные (обучающие) : закрепить у детей знания о народной декоративно-прикладной росписи (Гжель, Хохлома, учить выделять характерные особенности художественного гжельского и хохломского промысла, основные элементы гжельской и хохломской росписи;
2. Развивающие: продолжать развивать творческую активность и воображение детей; совершенствовать технические умения и навыки кистевой росписи;
3. Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам, формировать эстетический вкус.
Публикация «Занятие по рисованию в подготовительной группе „Гжельская Роза“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Роза. Все о розах для детей
- Розы. Рисование
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: рассматривание альбома и слайдов с гжельской и хохломской росписью, знакомство с местоположением на карте России городов Гжель и Хохлома.
Словарная работа: керамика, роспись.
Методические приемы: беседа, показ слайдов, обсуждение, объяснение, самостоятельная работа, организация выставки детских работ.
Материал и оборудование: карта России, слайдовая презентация изделий с гжельской и хохломской росписью, таблицы с изображением элементов росписи, гуашь, вырезанный по контуру чайник, кисти, стакан «Непроливай-ка».
Музыкальное сопровождение: CD-диск «Русский альбом» в исполнении оркестра Поля Мориа.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, музыкально — художественная, продуктивная.
Ход занятия:
Звучит веселая народная музыка. В группу входит воспитатель вместе с детьми. Дети встают вокруг воспитателя.
Воспитатель:
Как тут весело у нас,
Ноги сами рвутся в пляс!
А мне немного грустно стало,
Сон чудесный я видала.
Во сне я видела цветы
Небывалой красоты!
Во сне волшебные птицы летали,
В гирлянды цветы заплетали.
Где найти цветы мне эти?
Может, мне помогут дети? (- Да.)
Что нам попусту гадать?
Карту надо нам достать!
Воспитатель подводит детей к карте России.
Воспитатель (ведя указкой по карте России) :
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом — снега и вьюга.
Как огромна и красива
Наша родина — Россия!
Давайте по стране пройдем,
Цветок заветный мой найдем.
Воспитатель подводит детей к телевизору, где представлена слайдовая презентация гжельской росписи.
Воспитатель:
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней;
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Недалеко от Москвы находится гончарный район Гжель, богатый белой глиной, из которой мастера изготавливают посуду и украшают ее лепными деталями. Само название «Гжель» связано, видимо, с процессом обжига при изготовлении керамики. В этом слове слышатся отзвуки слова «жечь». История гжельской керамики насчитывает вот уже более 400 лет. Во все времена гжельцы считались лучшими мастерами керамического дела.
Гжельская роспись — это нанесенный от руки рисунок. В распоряжении мастера — белый фон и синий цвет краски. Но при этом какое богатство тональных переходов: цвет то прозрачен и светел, то становится иссиня — черным, жестким.
Помимо основных растительных мотивов (орнаментов из листьев хмеля и винограда, крупных цветов и трав, в гжельской росписи есть сюжеты из деревенской и городской жизни, пейзажи, петухи, павлины, медведи. Особенно интересны птицы. Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.
(Дети сами рассказывают, что они видят на гжельской керамике).
Воспитатель:
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки - быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка — глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель!
Мы посмотрели глиняную расписную посуду. А сможете ли вы, ребята, ответить на мои вопросы?
В каком городе делают посуду, которую называют бело — синим чудом? (В Гжели).
Почти на каждом гжельском изделии мы видим цветок. Как он называется? (Гжельская роза).
Из чего сделаны гжельские изделия? (Из белой глины).
Физкультминутка.
Давйте поиграем в интересную игру «Собери гжельскую птицу». Я предлагаю вам собрать птицу из деталей.
Воспитатель (достает хохломские ложки из специального расписного ларца) :
Эй, честные господа,
Скорей пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары
Подходите, подходите
Посмотрите, посмотрите!
Посуда наша для щей и каши
Не бьется, не ломается,
Порчи не подвергается.
В хохломскую плошку налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку.
Как же начиналось это хохломское чудо? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок — умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу пшенную и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к порогу Жар-птица. Он угостил и ее. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно, сказка. Но золотую деревянную посуду действительно делают издавна на берегу самой красивой русской реки — на Волге. (Подводит детей к карте России).
Ой, ты, Волга, Волга-реченька,
Ой, река ли ты красавица!
По лугам ты льешься — стелешься,
По пескам бежишь — торопишься. (Воспитатель показывает на карте реку Волгу).
Посуду вырезали из дерева в заволжских селах Кулигино и Семино, затем везли на ярмарку в Хохлому, поэтому и называют ее хохломской.
(Показ слайдовой презентации «Хохлома»).
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудесней наша хохлома.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Мы посмотрели чудесную деревянную посуду. Я думаю, что вы слушали меня внимательно. Тогда у меня к вам вопросы:
Как называют деревянную посуду с золоченными узорами? (Хохломская).
Какие узоры можно увидеть на хохломских изделиях? (Узор из цветов, трав, ягод).
Из чего делают эту посуду? (Из древесины липы).
На берегу какой русской реки и по сей день делают это диво дивное — Хохлому? (На берегу Волги).
Воспитатель (заканчивает беседу — путешествие, подведя детей опять к карте) :
Ребята, мы с вами познакомились с различными декоративными росписями, которыми пользуются мастера — умельцы издавна на Руси:
Ох, Россия ты, Россия,
Слава не убавилась,
Хохломой и Гжелью
На весь мир прославилась.
Увидала я цветы
Небывалой красоты.
Гирлянды птицы собирают,
И ягодка с цветком играют.
Ох, узоры хороши -
Ложки, чашки и ковши!
Как огромна и красива
Наша родина — Россия!
Пальчиковая гимнастика «Дождь».
Для игры нужны ладони. Левая ладошка — это гжельская роза, правая — дождик. Одна дождинка упала на розу, две, потом три, четыре и. пошел дождь, который перешел в ливень. Сильный, сильный! Но вот он стал затихать: четыре капли, три, две, последняя. и стало тихо. Давайте поменяем ладошки. Наши ладошки мы подготовили для работы.
Воспитатель: На чайниках мы нарисуем «Гжельскую розу». Все лепестки выполняются «живописным мазком». Начинать нужно с середины. Рисуем первый округлый мазок и присоединяем еще два наклонных мазка с левой и правой стороны. Чуть подождем, чтобы лепестки высохли, далее рисуем следующую пару лепестков чуть пониже. Последняя пара нижних лепестков розы как бы поддерживает средние лепестки. Вокруг розы рисуем бордюр — своеобразную рамку для цветка.
Список использованной литературы:
Книги с одним автором:
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Мозаика — Синтез.
2. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 — 7 лет с народным искусством. - М. : Мозаика — Синтез, 2005.
Статьи из журналов:
1. Королева Т. В. Рукотворная Гжель // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2008, № 4, с. 57.
2. Чусовская А. Путешествие в Городец. // Воспитание дошкольников. 2009, № 2, с. 56 — 62.