Папки-передвижки

Занятие по рисованию в подготовительной группе «Гжельская Роза»

Ольга Николаевна Кондратьева
Занятие по рисованию в подготовительной группе «Гжельская Роза»

Программное содержание (задачи):

1. Образовательные (обучающие): закрепить у детей знания о народной декоративно-прикладной росписи (Гжель, Хохлома, учить выделять характерные особенности художественного гжельского и хохломского промысла, основные элементы гжельской и хохломской росписи;

2. Развивающие: продолжать развивать творческую активность и воображение детей; совершенствовать технические умения и навыки кистевой росписи;

3. Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам, формировать эстетический вкус.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: рассматривание альбома и слайдов с гжельской и хохломской росписью, знакомство с местоположением на карте России городов Гжель и Хохлома.

Словарная работа: керамика, роспись.

Методические приемы: беседа, показ слайдов, обсуждение, объяснение, самостоятельная работа, организация выставки детских работ.

Материал и оборудование: карта России, слайдовая презентация изделий с гжельской и хохломской росписью, таблицы с изображением элементов росписи, гуашь, вырезанный по контуру чайник, кисти, стакан «Непроливай-ка».

Музыкальное сопровождение: CD-диск «Русский альбом» в исполнении оркестра Поля Мориа.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, музыкально — художественная, продуктивная.

Ход занятия:

Звучит веселая народная музыка. В группу входит воспитатель вместе с детьми. Дети встают вокруг воспитателя.

Воспитатель:

Как тут весело у нас,

Ноги сами рвутся в пляс!

А мне немного грустно стало,

Сон чудесный я видала.

Во сне я видела цветы

Небывалой красоты!

Во сне волшебные птицы летали,

В гирлянды цветы заплетали.

Где найти цветы мне эти?

Может, мне помогут дети? (- Да.)

Что нам попусту гадать?

Карту надо нам достать!

Воспитатель подводит детей к карте России.

Воспитатель (ведя указкой по карте России):

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом — снега и вьюга.

Как огромна и красива

Наша родина — Россия!

Давайте по стране пройдем,

Цветок заветный мой найдем.

Воспитатель подводит детей к телевизору, где представлена слайдовая презентация гжельской росписи.

Воспитатель:

Есть в Подмосковье такое местечко:

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней;

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Недалеко от Москвы находится гончарный район Гжель, богатый белой глиной, из которой мастера изготавливают посуду и украшают ее лепными деталями. Само название «Гжель» связано, видимо, с процессом обжига при изготовлении керамики. В этом слове слышатся отзвуки слова «жечь». История гжельской керамики насчитывает вот уже более 400 лет. Во все времена гжельцы считались лучшими мастерами керамического дела.

Гжельская роспись — это нанесенный от руки рисунок. В распоряжении мастера — белый фон и синий цвет краски. Но при этом какое богатство тональных переходов: цвет то прозрачен и светел, то становится иссиня — черным, жестким.

Помимо основных растительных мотивов (орнаментов из листьев хмеля и винограда, крупных цветов и трав, в гжельской росписи есть сюжеты из деревенской и городской жизни, пейзажи, петухи, павлины, медведи. Особенно интересны птицы. Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.

(Дети сами рассказывают, что они видят на гжельской керамике).

Воспитатель:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки - быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка — глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

Мы посмотрели глиняную расписную посуду. А сможете ли вы, ребята, ответить на мои вопросы?

В каком городе делают посуду, которую называют бело — синим чудом? (В Гжели).

Почти на каждом гжельском изделии мы видим цветок. Как он называется? (Гжельская роза).

Из чего сделаны гжельские изделия? (Из белой глины).

Физкультминутка.

Давйте поиграем в интересную игру «Собери гжельскую птицу». Я предлагаю вам собрать птицу из деталей.

Воспитатель (достает хохломские ложки из специального расписного ларца):

Эй, честные господа,

Скорей пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары,

Всяки разные товары

Подходите, подходите

Посмотрите, посмотрите!

Посуда наша для щей и каши

Не бьется, не ломается,

Порчи не подвергается.

В хохломскую плошку налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай понемножку.

Как же начиналось это хохломское чудо? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок — умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу пшенную и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к порогу Жар-птица. Он угостил и ее. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно, сказка. Но золотую деревянную посуду действительно делают издавна на берегу самой красивой русской реки — на Волге. (Подводит детей к карте России).

Ой, ты, Волга, Волга-реченька,

Ой, река ли ты красавица!

По лугам ты льешься — стелешься,

По пескам бежишь — торопишься. (Воспитатель показывает на карте реку Волгу).

Посуду вырезали из дерева в заволжских селах Кулигино и Семино, затем везли на ярмарку в Хохлому, поэтому и называют ее хохломской.

(Показ слайдовой презентации «Хохлома»).

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудесней наша хохлома.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

Мы посмотрели чудесную деревянную посуду. Я думаю, что вы слушали меня внимательно. Тогда у меня к вам вопросы:

Как называют деревянную посуду с золоченными узорами? (Хохломская).

Какие узоры можно увидеть на хохломских изделиях? (Узор из цветов, трав, ягод).

Из чего делают эту посуду? (Из древесины липы).

На берегу какой русской реки и по сей день делают это диво дивное — Хохлому? (На берегу Волги).

Воспитатель (заканчивает беседу — путешествие, подведя детей опять к карте):

Ребята, мы с вами познакомились с различными декоративными росписями, которыми пользуются мастера — умельцы издавна на Руси:

Ох, Россия ты, Россия,

Слава не убавилась,

Хохломой и Гжелью

На весь мир прославилась.

Увидала я цветы

Небывалой красоты.

Гирлянды птицы собирают,

И ягодка с цветком играют.

Ох, узоры хороши -

Ложки, чашки и ковши!

Как огромна и красива

Наша родина — Россия!

Пальчиковая гимнастика «Дождь».

Для игры нужны ладони. Левая ладошка — это гжельская роза, правая — дождик. Одна дождинка упала на розу, две, потом три, четыре и. пошел дождь, который перешел в ливень. Сильный, сильный! Но вот он стал затихать: четыре капли, три, две, последняя. и стало тихо. Давайте поменяем ладошки. Наши ладошки мы подготовили для работы.

Воспитатель: На чайниках мы нарисуем «Гжельскую розу». Все лепестки выполняются «живописным мазком». Начинать нужно с середины. Рисуем первый округлый мазок и присоединяем еще два наклонных мазка с левой и правой стороны. Чуть подождем, чтобы лепестки высохли, далее рисуем следующую пару лепестков чуть пониже. Последняя пара нижних лепестков розы как бы поддерживает средние лепестки. Вокруг розы рисуем бордюр — своеобразную рамку для цветка.

Список использованной литературы:

Книги с одним автором:

1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Мозаика — Синтез.

2. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 — 7 лет с народным искусством. - М. : Мозаика — Синтез, 2005.

Статьи из журналов:

1. Королева Т. В. Рукотворная Гжель // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2008, № 4, с. 57.

2. Чусовская А. Путешествие в Городец. // Воспитание дошкольников. 2009, № 2, с. 56 — 62.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии по рисованию «Роспись пасхального яйца под гжель «Гжельская птичка»Фотоотчет о занятии по рисованию «Роспись пасхального яйца под гжель «Гжельская птичка» Цель: знакомство детей с красотой, своеобразием и самобытностью гжельской росписи. Задачи:- Учить элементу гжельской росписи «Птица» (сочетание.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Гжельская роспись»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Гжельская роспись» Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Гжельская роспись». Цель: Учить детей расписывать посуду элементами гжельской росписи.

Комплексное занятие в разновозрастной группе «Гжельская посуда»Комплексное занятие в разновозрастной группе «Гжельская посуда» Задачи: младших детей познакомить с гжельской росписью, у старших детей закрепить знания о гжельских узорах; продолжать обучать особенностям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Занятие по рисованию в подготовительной группе «Гжельская Роза»
Опубликовано: 6 октября 2024 в 11:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по рисованию в подготовительной группе «Гжельская Роза»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Кондратьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД