Виктория Беклемищева
Занятие по развитию речи в старшей группе «Приключения Белоснежки и семи гномов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приключения Белоснежки и семи гномов»
Задачи:
1. Продолжать учить составлять загадки, используя разные схемы.
2. Упражнять в подборе антонимов к словосочетаниям, слов-действий; учить различать смысловые оттенки существительных и глаголов; упражнять в разных способах словообразования (с помощью суффиксов и приставок, в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; упражнять в подборе родственных слов, учить образовывать сложные слова.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Приключения Белоснежки и семи гномов“» размещена в разделах
Предварительна работа: составление загадок по схемам, рассказов по опорным картинкам, изготовление зеркала,беседы, чтение стихотворений о зиме, знакомство с понятием «родственные слова», интерактивные дидактические игры.
Материал: игрушки- сорока, Белоснежка, семь гномов, снегирь, макеты деревьев, корзина с грибами и орехами.
Ход занятия:
Ведущая: Дети, посмотрите, к нам сорока прилетела. Новость на хвосте принесла. (слушает) Сорока прилетела из сказочного леса, прислала ее Белоснежка, которая просит помочь ей найти гномов. Они ушли гулять в лес и очень долго не возвращаются, а Белоснежка очень беспокоится за них и просит отыскать и собрать всех гномов. Поможем Белоснежке? А чтобы скорей оказаться в зимнем лесу, скажем волшебные слова:
Закрой глаза, улыбнись,
Вокруг себя обернись,
В зимнем лесу очутись!
(на экране появляется зимний пейзаж)
Посмотрите, как красиво в лесу! Все деревья. (покрыты пушистым снегом). По небу плывут… (снежные облака). Пения птиц….(не слышно). Тихо в лесу…
Смотрите, я вижу снежную тропинку, пойдемте за мной….
1. А вот и два гнома на полянке. Они нашли разрушенного снеговика.
Как вы думаете, кто мог разрушить снеговика (Предположения детей: медведь, но нет следов). Что могло разрушить снеговика? Ветерок, ветер или ветрище?
Почему ветрище? Что делает ветрище? (дует, рвет, срывает, ломает, завывает). А ветерок? (веет, обдувает, ласкает). Давайте поможем гномам собрать снеговика.
Из чего сделан снеговик? Если он из снега, то он какой (Снежный). Туловище какое? Снежное. Голова …снежная. Руки…снежные. Вот и готов снеговик. Идемте гномы с нами, вас Белоснежка ждет.
(идут по тропинке)
Ведущая: Ой, слышите?. Мне кажется, там на полянке кто-то смеется. Подойдем поближе… Да это же гномы! Они нашли волшебное зеркало, которое показывает всё наоборот.
Толстый человек кажется худым
Низкий –высоким,
Злой волк- добрым,
Грустный гном-веселым,
Трусливый заяц- смелым,
Старый человек- молодым,
Толстое дерево- тонким,
Холодные руки- теплыми, горячими.
А что еще бывает горячим? (чай, вода, огонь, печка, сердце). Горячее сердце- это какое сердце? Как сказать по-другому (доброе, ласковое)
Чудесное зеркало, не правда ли? Но нас ждет Белоснежка, идемте, гномы, с нами.
Смотрите, кажется, около елки я вижу еще одного гнома, он что-то там собирает. Подойдем поближе., в его корзине грибы и орехи. он говорит.
Что грибы нашел на веточках, а орехи в дупле. Как вы думаете, кто сделал эти запасы? Если их сделала белка, то они чьи? Беличьи. А если бы их сделал волк? Волчьи. А если лиса? А если заяц? А если медведь?
Как вы считаете, можно ли брать беличьи запасы? А гном говорит, что можно. (дети высказывают свое суждение).
Давайте оставим грибы и орехи под елкой, чтобы белочка не голодала, и пойдем искать остальных гномов. Только где же они?
Что-то совсем холодно стало. Давайте поиграем, согреемся немного.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Смотрите, снегирь сидит на елке. Давайте у него спросим. (снегирь, ты не видел гномов) Он говорит, что гномов он не видел, но сможет помочь их отыскать, если вы его похвалите.
Посмотрите, у него красная грудка- значит, он какой? Красногрудый. У него черная голова- он какой? Черноголовый. У него острый клюв- снегирь какой? Остроклювый. Снегирь говорит вам спасибо.
Послушайте, какое слово спряталось в слове «снегирь»? (снег). А какие еще родственные слова к слову снег вы знаете? (снежный, снегопад, снеговик, снегурочка, снежинка, снегокат, снеголеп, подснежник)
Снегирь: Молодцы, а я полетаю, посмотрю вокруг, не видно ли гномов.
В: А мы проследим, куда он полетит. Смотрите, снегирь к Лизе подлетел, на елку… перелетел, за елку…залетел, из-за елки… вылетел, высоко-высоко взлетел.
Взлетел снегирь и увидел гномов за сугробом, они там в прятки играют.
Спасибо тебе снегирь. До свидания! Идемте гномы с нами, вас Белоснежка ждет. А вот и Белоснежка.
Белоснежка: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что нашли и привели моих друзей, я очень беспокоилась о них. Вы уже познакомились? Этого гнома зовут Ворчун…Как думаете, почему? Этого …Соня. Догадались, почему? (дети знакомятся с другими гномами).
Ведущая: дети. А знаете ли вы, почему Белоснежку так называют? (бела, как снег). Вот еще одно родственное слово к слову снег- Белоснежка.
Белоснежка очень любит отгадывать загадки, а вот придумывать, сочинять не умеет. Давайте ее научим. Придумаем загадку про снег.
Какой? На что похож? Чем отличается?
Что делает? На что похож? Чем отличается?
(дети подбирают слова-признаки и слова-действия, воспитатель записывает, затем зачитывает загадку).
Белоснежка: Спасибо, ребята! Теперь я знаю, как составлять загадки. Приходите к нам в гости и мы обязательно загадаем вам свои загадки.
Ведущая: Ну, а нам пора возвращаться домой.
Закрой глаза, улыбнись,
Вокруг себя обернись,
В детском саду очутись.
Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Как вы думаете, мы справились со всеми заданиями, когда искали гномов в зимнем лесу? (ответы детей)
Литература:
1. Шадрина Л. Г., Фомина Е. П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. /Творческий центр «Сфера», 2012г.
2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет/Творческий центр «Сфера»,2014г