Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Дикие животные весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, детеныш, линять, кормить, маленький). Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Дикие животные весной“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Дикие животные весной
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия и фонематических представлений, связной речи, мышления, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, мимики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. «Звучащий мячик», «пальчиковый бассейн» с различными наполнителями по числу детей, резиновые или пластиковые фигурки диких животных и их детенышей, игровое поле с предметными картинками и фишки для игры «Не ошибись!».
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Лесной переполох», чтение сказки «Два жадных медвежонка», рассматривание картин из альбома «Мир природы. Животные».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений. ]
Логопед приветствует детей в дверях кабинета, приглашает их за стол, показывает им «звучащий мячик».
Логопед. Садитесь. Вот это «звучащий мячик». Он нужен нам для того, чтобы начать занятие. Тот, к кому прикатится мячик, должен вспомнить слово со звуком [т] и вернуть мячик мне.
1-й ребенок. Тапки.
2-й ребенок. Торт.
3-й ребенок. Кот.
4-й ребенок. Молоток.
Логопед. Молодцы! Вы выполнили мое первое задание. Теперь мы можем начать занятие, на котором будем говорить о природе весной, о том, что происходит в это время года в жизни диких животных.
2. Упражнение «Найди и назови». [Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений. Уточнение словаря по теме «Дикие животные».]
Логопед ставит перед детьми «палъчиковый бассейн».
Логопед. Опустите руки в «бассейн», найдите то, что я там спрятала. Расскажите, что вы достали.
Дети вынимают из «бассейнов» фигурки животных. Логопед убирает «бассейны».
1-й ребенок. Я достал медведя и волка.
2-й ребенок. Ау меня лиса и заяц.
3-й ребенок. Я нашла ежика.
4-й ребенок. А я – белку.
Логопед. Поставьте фигурки в ряд на стол. Как можно назвать тех, кого вы нашли?
Дети. Это дикие животные.
Логопед. Где они живут?
Дети. Они живут в лесу.
Логопед. Верно. Они живут в лесу, сами строят себе жилище, сами добывают себе еду, сами растят своих детенышей. Кстати, почти у всех диких животных детеныши появляются весной. Кроме того, весной дикие животные линяют, меняют зимнюю густую и теплую шубу на летнюю легкую. Вспомните, какую шубку носит заяц зимой и на какую шубку он меняет ее летом.
Дети. Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет ее на серую.
3. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха, памяти, мышления, связной речи. ]
Логопед. А сейчас я прочитаю вам стихотворение о диких животных. Внимательно послушайте его.
Весело аукнула
Из лесу весна.
Ей медведь откликнулся,
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Подлетел к ней грач,
Покатился ежик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, —
Дождалась, пушистая,
Света и тепла.
Улыбнулся радостно
Весь прозрачный лес.
И мороз за елками,
Заворчав, исчез.
О каком времени года это стихотворение?
Дети. О весне.
Логопед. Правильно. А теперь вы послушайте стихотворение еще раз и постараетесь запомнить, названия каких диких животных в нем прозвучали. (Читает стихотворение еще раз.) Перечислите названия животных, которые вы запомнили.
Дети. Медведь, зайки, грач, ежик, белочка.
Логопед. Молодцы! Вы перечислили все названия. Как вы думаете, кто в этом ряду лишний и почему?
Дети. Лишний грач. Грач — это птица. А все остальные — звери.
Логопед. Верно. Похлопайте себе!
4. Подвижная игра «Лесной переполох». [Воспитание правильного речевого дыхания, чувства ритма, развитие интонационной выразительности речи, мимики. ]
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг. Педагог произносит текст, а дети произносят междометия и, подражая педагогу, изменяют выражение лица.
В весенний ясный,
Теплый день
На голый лес
Упала тень.
Охватил зайчонка страх — ах, ах, ах!
Страшный коршун
В небесах — ах, ах, ах!
Убегайте все быстрей — эй, эй, эй!
Берегитесь
Злых когтей — эй, эй, эй!
Там, где коршун,—
Там беда — да, да, да!
Острый клюв —
Не ерунда — да, да, да!
Заяц лапой
Бьет в чурбан — бан, бан, бан!
Как в огромный
Барабан — бан, бан, бан!
Полетел сигнал
Тревоги
Над землей:
— Уноси
Быстрее ноги — ой, ой, ой!
Логопед. А теперь покажите, как летает коршун.
Дети бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.
Логопед. А сейчас нужно показать, как прыгает зайчик, спасаясь от коршуна.
Дети выполняют прыжки по кругу на двух ногах, сделав ушки из ладоней.
5. Упражнение «Разноцветные шары». [Развитие фонематического восприятия. ]
Логопед раздает детям по два воздушных шара разных цветов.
Логопед. Сейчас мы будем играть в уже известную вам игру. Будем различать звуки [т] и [п]. Если вы услышите звук [т], то поднимите синий шар, а если услышите звук [п], то поднимите желтый шар. Услышав другие звуки, вы не будете поднимать шары.
А, и, т, м, п, о, п, т.
От, ам, ип, ту, но, па.
Торт, мак, нос, суп, стук.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо выполнили условия нашей игры.
6. Игра «Не ошибись!» [Развитие артикуляционной моторики, автоматизация произношения свистящих звуков в словах. Совершенствование фонематических представлений. Развитие мышления, памяти. ]
Логопед собирает воздушные шары, предлагает детям сесть по-турецки на ковер, разворачивает перед ними игровое поле, ставит контейнер с фишками (это могут быть детали пластмассового конструктора или крышки от пластиковых бутылок). На игровом поле не менее 12 предметных картинок (сом, сова, сыр, сумка, лиса, заяц, зубы, козы, ваза, замок, медведь, белка).
Логопед. Новая игра называется «Не ошибись!» На игровом поле вы видите много картинок. Вы должны назвать и закрыть фишками только те картинки, в названиях которых есть звуки [с] и [з].
Дети называют картинки и закрывают их фишками. Логопед следит за правильностью произношения.
Логопед. Молодцы. Вы закрыли все картинки, в названиях которых есть звуки [с] и [з]. А теперь скажите, какие картинки вы не закрыли.
Дети. Медведя и белку.
Логопед. Кто это такие?
Дети. Это дикие животные.
Логопед. Есть ли картинки с изображениями диких животных под фишками?
Дети. Да. Лиса и заяц.
Логопед. Молодцы. А можете ли вы вспомнить, как называются детеныши этих животных?
7. Игра «У кого кто?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят).]
Логопед убирает игровое поле и контейнер с фишками и достает «звучащий мячик».
Логопед. Я называю дикое животное и качу одному из вас мячик. Тот, к кому прикатился мячик, называет его детенышей и катит мячик мне. (Подталкивает мячик первому ребенку.) Медведь.
1-й ребенок. Медвежата.
Логопед. Лиса.
2-й ребенок. Лисята. Логопед. Волк.
3-й ребенок. Волчата. Логопед. Еж.
4-й ребенок. Ежата.
Логопед. Отлично. Вы очень хорошо выполнили мое последнее задание.
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед убирает «звучащий мячик».
Логопед. Перечислите задания, которые вы выполняли сегодня.
Дети. Мы закрывали фишками картинки со звуками [с] и [з], поднимали шарики, когда слышали звуки [т] и [п], вспоминали названия детенышей животных, искали фигурки в «пальчиковом бассейне».
Логопед. Вы очень хорошо занимались. Я горжусь вами.