Олеся Арсланова
Занятие по развитию речи «Космическое путешествие» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи на тему «Космическое путешествие»
в средней группе
Цель: развитие связной речи детей.
Задачи:
-обогатить и расширить представления и знания детей о космосе; обогатить речь детей словами, обозначающими предметы и действия в космосе;
-продолжать работу над развитием связанной речи, закреплять умение отвечать на вопросы;
Публикация «Занятие по развитию речи „Космическое путешествие“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- развивать наблюдательность, мыслительную активность;
- расширять словарный запас через участие в словесно - речевых играх;
- учить детей объединяться, выполнять игровые действия;
- формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Словарная работа: Скафандр, космонавт.
Способы: артикуляционная гимнастика, речевые игры, дидактические игры, упражнения, физминутка.
Предварительная работа: беседы о космосе, рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий и книг на тему «Космос», просмотр презентации «О космосе».
Ход ООД
Звучит космическая музыка.
Ребята, вы заметили, какая необыкновенная, космическая музыка у нас звучит, так и хочется смотреть на небо и мечтать.
Давным-давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки, которые исчезали к утру и появлялись следующей ночью.
- Как вы думаете, что это были за точки?
- А вы любите наблюдать за звездами?
А еще люди наблюдали, что ночью на небе появляется Луна, а утром на смену Луне приходит Солнце.
-А вы замечаете это на небе?
Так вот, люди всегда хотели разгадать эти загадки: почему так происходит, далеко ли до звезд, есть ли жизнь за пределами земли, где они находятся. И прошло очень много тысяч лет, прежде чем люди получили на все свои вопросы точные ответы.
- А вы хотите знать ответы на эти вопросы? Сегодня на нашем речевом занятии мы будем говорить о космосе, о том, что такое Солнце, где оно живет и какие соседи находятся рядом с ним. Мы будем говорить о планетах Солнечной Системы.
А знаем мы сегодня все это благодаря тому, что в космос полетели люди, которые смогли все точно сфотографировать, установить постоянную видеосвязь с землей, смогли выйти в открытый космос и совершили еще много чего, о чем даже не могли подумать наши далекие предки.
- А кто знает, когда произошел первый полет в космос человека? (12апреля 1961 года)
- Кто был первым космонавтом?
- А как называлась его ракета? (Восток)
- А кто первым до Гагарина слетал в космос? (Собаки Белка и Стрелка).
- А как звать первую женщину-космонавта? (Валентина Терешкова)
- А как звать нашего соотечественника, который родился и вырос в Кемерово, который полетел в космос? (Алексей Леонов)
- Как называют людей, которые летают в космос? (космонавты)
- А как называется одежда космонавтов? (скафандр)
Речевая игра «Скажи наоборот»
- Ребята, а все могут полететь в космос? Или люди должны быть особенными? Давайте с вами сыграем в игру. Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите слово,-наоборот, обозначающее противоположное качество, то, которым должен обладать настоящий космонавт.
Злой – добрый
Слабый – сильный
Медленный – быстрый
Ленивый – трудолюбивый
Неряшливый – аккуратный
Глупый – умный
Старый – молодой
Трусливый – смелый
Больной – здоровый
Мы с вами все смелые, молодые, здоровые, трудолюбивые – значит можем лететь в космос! А на чём мы отправимся в космос?
(показ макета ракеты)
Крыльев нет у этой птицы
Но нельзя не подивиться.
Лишь распустит птица хвост
И поднимется до звёзд.
Ребята, занимайте посадочные места, всем удобно? Готовы к полёту? Сейчас мы отправимся в космос, но для этого посчитаем до 5 и скажем слово «Пуск»!
Звучит музыка, считаем до 5.
Чтобы представить космос, надо закрыть глаза. Что вы видите? Темноту? Вот так же темно и в космосе. Открывайте глаза.
Макет космоса
В темном пространстве космоса находятся звезды, а еще там есть солнце, вокруг которого вращаются девять планет. Вот к ним сегодня мы с вами и будем путешествовать,. Знакомиться и выполнять различные задания.
1Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
/На каждой планете дети выполняют задания. /
Физминутка
Все готово для полёта (Поднимаем руки вверх.)
Ждут ракеты всех ребят (Соединяем руки вместе над головой)
Мало времени для взлёта (Маршируем на месте)
Космонавты вряд стоят (Ноги врозь, руки на пояс)
Наклонились вправо, влево. (Наклоны влево, вправо)
Отдадим земной поклон (Наклониться вперёд)
Вот ракета полетела (Прыжки на месте)
Опустел наш космодром (Приседаем на корточки)
2 Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его.
Задание: Игра «Найди лишнее»
Посмотрите внимательно на картинки и скажи, что здесь лишнее. (Дети работают в подгруппах, сначала рассматривают картинки, а затем выбирают лишнюю)
Солнце, Венера, лампа.
Ракета, луноход, лодка.
Земля, космонавт, машина.
3 Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
Задание: «Посчитаем звезды».
4 Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.
Задание: «Составь предложение, используя картинку».
«ракета» - Ракета летит в космос.
(до 5)
5. Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
Задание: «Образуй множественное число».
ракета-…ракеты;
комета – …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-… космонавты,
звезда- …звезды
6. Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.
Задание: Игра «Летает – не летает».
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Космонавт летает? … Летает.
- Машина летает? … не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Комар летает? … Летает.
- Велосипед летает? … не летает.
- Ракета летает? … Летает.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
7. Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: «Назови ласково».
звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик;
корабль - …кораблик.
Молодцы ребята, с заданием справились.
8. Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!
Пальчиковая игра «Солнечная система».
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:(загибаем пальцы)
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Спасибо ученым, инструкторам, космонавтам, за то, что открыли нам удивительный мир космоса. В нем еще много тайн и загадок, и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.
Земля нам подарила
Хорошего немало,
И ждёт она в тревоге,
Чтоб мы её спасали.
Она для всех на свете
Единственная мама,
А мы - родные дети
У матери-Земли.
Пускай над вашим краем
Цветут, неувядая,
Весенние сады.
Обнимем нашу землю,
Как маму обнимаем,
И защитим как маму,
от горя и беды.
ВЛАДИМИР ОРЛОВ
Игра-ходилки: «Провести линии от ракеты к планете».