Екатерина Плотникова
Занятие по развитию речи на тему «Головные уборы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи детей на тему : «Головные уборы"
Программное содержание:
- Развивать системность мышления в процессе расширения
знаний о предметах одежды.
- Различать и называть существенные детали головных уборов,
группировать их по функциональному признаку.
Публикация «Занятие по развитию речи на тему „Головные уборы“» размещена в разделах
- Головные уборы
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Уметь выделять главные и второстепенные функции
предметов.
- Активизировать и обобщать словарь: шапка, шляпа, панама,
каска, фуражка, кепка, бейсболка, пилотка, бескозырка,
папаха.
- Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых
изготавливаются предметы.
- Создать образы головных уборов, сделанных из материалов:
дерева металла, хрусталя, бумаги, используя метод
фокальных объектов.
материал:
- Головные уборы разного назначения (картинки) .
- Две шапки (мятая, старая и аккуратная, красивая) .
- Шапка - ушанка и шляпа.
- Иллюстрации - схемы, головной убор повара.
- Две атласные ленточки, хрустальная ваза, деревянный кубик,
бумага, металлическая миска.
Ход занятия:
Беседа по пословице «По Сеньке и шапка».
- Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один был ленивый, неряшливый, все делал кое-как, и дом у него плохой, крыша дырявая, и шапка был на нем (какая… Вот эта - мятая, неказистая (показываю старую шапку). Про него и говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка!»
- А другой Сенька был ловкий, дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка у него была (какая… Аккуратная, красивая – вот эта.)
Про такого люди говорили с уважением, как - бы любуясь им: «По Сеньке и шапка!»
- А, что означает слово «шапка»?
(Было дано задание нескольким детям, чтобы они с родителями узнали происхождение слова "шапка" и они выяснили, что слово «шапка» нерусское. Оно произошло от французского «шапо»или «шап»- что значит- покрышка). Рассказ детей.
- Для чего нужны шапки- покрышки? (Чтобы голове было тепло; от солнца голову закрывать, чтобы не пекло; от дождя, чтобы голова не намокла) .
- Какие головные уборы покрывают голову летом? (Косынки, панамы, бейсболки, пилотки) .
- Какая главная работа у этих головных уборов? (Защищать голову от солнца) .
- Какими они должны быть? (Легкими) .
-Назовите осенние головные уборы. (Капюшон, вязанные шапки) .
- Какими должны быть головные уборы зимой (Зимние шапки должны быть теплыми, меховыми или пуховыми). А если шапка вязаная, не очень теплая, можно еще платок надеть вниз, чтобы теплее было.
Рассмотрение подсистемных признаков шапки в сравнении задание: Чем шапки и шляпы похожи? Отличаются?
- А чем раньше покрывали голову, когда еще не было ниток и люди не умели шить и вязать? (От солнца можно было какой-нибудь большой лист найти и накрыть им голову) .
- А зимой? (Из шкур зверей мастерили) .
- Чем современные шапки отличаются друг от друга? (Цветом, меховые, вязанные, с узорами, с цветами и т. д.) .
КОНКУРС «Головные уборы сказочных героев» .
- А сейчас поиграем в игру и узнаем, кто лучше знает сказки и сможет назвать их по головным уборам главных героев.
- У меня на столе картинки, которые лежат изображением вниз. На них изображены головные уборы сказочных героев (колпачок
Буратино, шляпа Гулливера, красная шапочка, бабушкин чепец, шляпка старухи Шапокляк, шлем древних воинов-витязей, чалма для волшебника, шапка-невидимка). Водящий будет крутить волчок, брать картинку на которую указывает стрелка и отгадывать сказку.
За правильный ответ получаете фишку. Победителей ждет приз.
(Итоги конкурса)
(Воспитатель вносит белую шапочку, надевает на ребенка (куклу) .
- Как вы думаете, кем работает Оля, если она надела эту шапочку?
(Медсестрой, врачом) .
- Кто еще носит белую шапочку (Продавец, повар, мл. воспитатель) .
Вот повар в белом колпаке
Стоит с половником в руке.
Готовит суп он из гороха,
И получается неплохо.
- Для чего надевают колпаки повар и продавец? (Чтобы волосы не
мешали работе: не падали на глаза и не попадали на продукты).
- Значит все люди надевают белые шапочки на работе (Нет, не все) .
- Может расскажете мне, какие головные на какой работе надевают?
(На стройке – каски; милиционеры, офицеры – фуражки; солдаты-
пилотки; мотоциклисты – шлемы; водолазы – скафандры и т. п.)
- Посмотрите на эти ленточки. Какой головной убор они напоминают?
(Бескозырку) .
- Как вы думаете, для чего на бескозырке длинные ленты?
- Могут ли они помочь морякам в ветреную погоду?
(Их подвязывают под подбородком) .
-А сейчас я приглашаю вас в свою «фантастическую» мастерскую и
предлагаю поэкспериментировать с необычными головными уборами.
-У меня в сундучке есть разные предметы. Представим, что это-
шляпы (хрустальная ваза, деревянный кубик, металлическая
миска, бумага) .
Игра «Хорошо- плохо»
Шляпа «Хрустальная ваза» :
-Что хорошего в такой шляпе? (Она красивая, прозрачная,
сверкающая, оригинальная) .
- Что плохо? (Шляпа может разбиться, холодная, тяжелая) .
- Кто может носить такую шляпу? (Стеклянный человек, Снежная
Королева)
Шляпа «Деревянный кубик» :
- Что хорошо (Прочная, не промокает, экологически чистая, надеж-
ная)
- Что плохо? (Тяжелая, твердая, неудобная)
- Кто может такую шляпу носить? (Дедушка - Добрынюшка – в
деревянной шапке, он же деревянный)
Шляпа «Бумага»
- Что хорошо? (Ее не надо покупать, можно сделать самому пилотку
от солнца, она легкая и т. д.)
- Что плохо? (Может намокнуть, легко порваться)
- Кто может носить? (Бумажные куклы, Петрушка, мы сами.)
Шляпа «Железная миска»
- Что хорошо? (Непромокаемая, не поломается, не разобьется)
- Что плохо? (Тяжелая, на солнце перегревается, зимой – холодно)
- Кто может носить? (Железный дровосек)
-А теперь попробуем сами придумать необычные головные уборы,
может быть даже головные уборы будущего.
(Изготавливают головные уборы из отдельных деталей и украшают
бросовым материалом.)
- Что в ваших уборах можно делать? Какую работу выполнять?
(Ответы детей.)
- Устроим выставку головных уборов.