Татьяна Андреева
Занятие по развитию речи детей младшей группы «В тесноте да не в обиде»
Ф. И. О. воспитателя: Андреева Татьяна Валерьевна
Место работы: МДОУ «Детский сад №2» МО – Милославский муниципальный район Рязанской области
Используемая технология: Технологии чтения – слушания
Возраст детей: 3 - 4 года
Тема НОД: «В тесноте да не в обиде»
Цель воспитателя: Способствовать, формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев.
Предварительная работа: Чтение и показ (настольный театр) русской народной сказки «Теремок»
Публикация «Занятие по развитию речи детей младшей группы „В тесноте да не в обиде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Оборудование: Слайды с иллюстрациями по сюжету сказки В. Сутеева «Под грибом»
Этапы деятельности
1. Мотивационный этап
Задачи: Создать условия для формирования интереса к слушанию сказки В. Сутеева «Под грибом».
Действия воспитателя Ребята, а какое сейчас время года? (ответы детей: осень). А мы с вами знаем, что осенью собирают грибы. А какие грибы вы знаете? Осенью идут холодные дожди. А где можно спрятаться от дождя?
(ответы детей).
2. Ориентировочный этап Задачи:Создать условия для формирования желания прочитать сказку и получить ответ на вопрос. Действия воспитателя: Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке В. Сутеева «Под грибом». - Посмотрите, какая у меня есть иллюстрация к сказке В. Сутеева «Под грибом». (рассматривают). - В какую ситуацию попали звери? (ответы детей) Правильно, они спрятались от дождя.
3. Основная часть (исполнительский этап):
3.1. Задачи: - Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание сказки, сопереживать героям, оценивать их поступки;
Действия воспитателя:
Как-то раз застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться? (ответы детей принимаются, но не комментируются) Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее… Ползёт к грибу мокрая Бабочка: — Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! — Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился. — Ничего! В тесноте, да не в обиде. - Ребята, как вы думаете, пустил Муравей Бабочку под гриб? (ответы детей) Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт… Бежит мимо Мышка: — Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. — Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт… Мимо гриба Воробей скачет и плачет: — Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! — Тут и места нет. – Как вы думаете, поместится Воробей под грибом? (ответы детей) — Подвиньтесь, пожалуйста! — Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб. — Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится. – Помогут ли звери Зайцу? (ответы детей) — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся. Только спрятали Зайца — Лиса прибежала. — Зайца не видели? — спрашивает. — Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала: — Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.
Муравей задумался и говорит: — Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось! — Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то. Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет: — Эх, вы! Гриб-то… Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
3.2. Задачи: - Способствовать воспитанию эмоционального восприятия текста.
Действия воспитателя: А вы догадались?
(ответы детей)
3.3. Контрольный этап Задачи: - Обогащать словарь по теме; - Создать условия для развития общей моторики.
- Создать условия для формирования понятий: «взаимовыручка», «доброжелательность», «справедливость»; - Создать условия для формирования умения оценивать вклад других в общее дело и свой.
- Создать условия для выражения детьми отношения к содержанию текста. Действия воспитателя: Беседа по иллюстрациям книги:
- Кто первый нашёл гриб? - Кто спрятался под грибом от дождя? - Кому звери помогли спрятаться от Лисы? - Как изменился гриб?
(ответы детей)
- Научили Вас герои помогать друг - другу? - Кто из героев тебе больше понравился? Почему? - Захотелось ли почитать другие произведения В. Сутеева?
(ответы детей)
4. Рефлексивный этап Задачи: - Создать условия для обращения детей к личному опыту. Действия воспитателя: - А вы когда-нибудь попадали в такую ситуацию? - Если вас попросят о помощи, вы поможете? (ответы детей)
5. Перспективный этап Задачи: - Создать условия для применения полученных знаний на практике. Действия воспитателя: Настольный театр: инсценировка русской народной сказки «Теремок»
Действия детей: Активное участие детей в показе знакомой сказки «Теремок»
Литература:
1. Сутеев В. Г. Сказки и картинки. – М. : Планета Детства, – 2002. – 235 с. 2. Чиндилова О. В. ,Баденова А. В. «Наши книжки» учебное пособие. Часть 2. – М. : Баласс, 2016. – 64 с.