Светлана Кадачникова
Занятие по развитию речи для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Подарки от волшебницы Зимы»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе коммуникативной деятельности
Задачи:
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
- способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками: парами;
- создать условия для:
- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность быть активными и доброжелательными и ориентироваться на собеседника;
Публикация «Занятие по развитию речи для детей средней группы» размещена в разделах
- развития навыков связно-речевых высказываний, умению выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций;
- развития умений правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- проявления желания отвечать на вопросы полным предложением;
- использования в речи средств интонационной выразительности
Ход:
Вводная часть
- Ребята, а у меня для вас сюрприз! Сегодня утром, когда я пришла в группу, то на окне увидела коробочку, а на ней записка. Интересно вам узнать, что в ней? Тогда давайте прочитаем записку.
«Дорогие ребята! Пишет вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а предложу вам его отгадать. Если загадку отгадаете, то коробочка откроется, и вы найдете в ней мои подарки.
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …»
- Ребята, а как вы догадались, что это зима?
- Что за белое одеяло укрыло землю?
- Давайте теперь проверим, правильно ли вы отгадали загадку и откроем коробочку.
(Воспитатель открывает коробочку).
- Молодцы, вы справились с заданием! Посмотрим, что же подарила нам зима!
Основная часть
- Ребята, отгадайте, что я первым достану из сундучка: «Белая морковка зимой растет?» (показ сосульки)
- А почему сосульку сравнивают с морковкой?
- Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?
- Давайте опишем разными словами, какая зима бывает. А помогут вам в этом картинки.
Игра «Укрась слово»
(Дети подбирают прилагательные к заданным словам. К кому из ребят дотронется сосулька, тот и отвечает)
- Сосулька, какая? (Длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая)
- Зима, какая? (Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная)
- Снег какой? (Белый, холодный, рыхлый, искристый)
- Снежинка какая? (Красивая, маленькая, ажурная, легкая)
- Вот какими красивыми словами мы описали Зиму. Молодцы!
- Давайте еще раз заглянем в сундучок. Что здесь? Отгадайте:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые. (Снежинки)
Игра «Ласковая снежинка»
(Дети становятся в круг)
- Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым словом. Зима – зимушка,
Снег – снежок
Снежинка - снежиночка
Снеговик- снеговичок
Лед- льдинка
Елка- елочка
Звезда- звездочка
Санки- саночки
Шарф- шарфик
Подарок- подарочек
Сосулька- сосулечка
- Ребята, скажите, если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад)
- Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (Метель, вьюга)
- Ребята, давайте вспомним, какие еще звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга?
(УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
- Как морозным днем хрустит под ногами снег?
(ХР-ХР-ХРХР)
- Как дворник сметает с порога снег?
(Ш-Ш-Ш-Ш)
- Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
(С – С - С – С)
- Вот сколько мы вспомнили звуков зимы!
- Теперь посмотрим, что еще есть в сундучке:
«Холодный кругленький комок. Как же зовут его?» (Снежок)
- Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?
- А если надеть рукавицы снежок растает?
- Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают тепло.
- Давайте поиграем с нашим снежком, будем его быстро предавать по кругу, чтобы он не растаял.
Игра «Снежки»
Раз, два, три, четыре дети шагают на месте
Мы с тобой снежок слепили. руками лепят снежки
Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения
И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком
Раз – подбросим, прыжки вверх
Два – поймаем наклон
Три – уроним приседают
И…. сломаем. топают
(Дети садятся на стульчики)
- Понравилось вам играть со снежком? Хороший подарок дала нам зима!
- Давайте еще заглянем в сундучок!
Слушайте загадку:
Три шара, ведро, морковка
И для глаз - два уголька;
Палки-руки вставим ловко:
Лепим мы. (Снеговика)
- Посмотрите, снеговик приготовил для вас задание. Я буду зачитывать вам предложения, а вы должны их продолжить. Готовы?
Игра «Закончи предложение»
1. Утром все белым – бело, потому что…
2. На улице все скользили и падали, потому что…
3. Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что…
4. Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что…
5. Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что…
Заключительная часть
- Ребята, что мы делали сегодня на занятии?
- Какие подарки получили от зимы?
- Что вам понравилось?
- Ребята, вы сегодня все молодцы, отвечали полными предложениями, вспомнили много красивых слов о зиме, выразительно рассказывали стихотворение.
- Давайте скажем Зимушке - зиме «Спасибо!» за ее прекрасные подарки и возьмем их с собой на прогулку.