Анна Молчанова
Конспект занятия «Путешествие в мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Тема: «Путешествие в мир профессий»
Форма работы: познавательная игра-путешествие
Третья реабилитационная группа
Воспитатель:
Молчанова А. В
Целевая аудитория: несовершеннолетние 13- 18 лет
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в мир профессий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Цель занятия : активизация процесса формирования готовности воспитанников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные: познакомить воспитанников с различными типами профессий по видам деятельности.
Развивающие: развивать логическое, образное мышление, творческое
воображение, речь, память.
Воспитательные: формировать целеустремлённость, настойчивость,
трудолюбие, волевые качества.
Оборудование и материалы:
- ноутбук;
- телевизор;
- раздаточный материал;
- листы формата А4;
- музыкальное оформление (песни о профессиях);
- жетоны двух цветов;
- мольберт (для выстраивания «Лестницы успеха»);
- две коробочки, обклеенные цветной бумагой (соответствующие цвету вагона).
- стенды: «Кем быть?», «Профориентация»;
- папки: «Мы выбираем профессию», «Профориентационные игры»;
- книжная выставка «На пути к успеху»;
- плакат «Профессии»;
- плакат с эпиграфом;
- маршрутный лист с названиями станций;
- слайды (на них представлены – название мероприятия, названия станций).
Формы и методы работы:
словесные: беседы, объяснения, метод художественного слова;
наглядные: конверт с заданием для викторины, конверт с пословицами,
карточки с названием профессий, карточки с буквами,
печатная информация;
практические: упражнения, викторина.
Предварительная работа:
- организованы и проведены игровые упражнения, мини – дискуссии, тренинги успешности, викторины, экскурсии, встречи с людьми разных профессий;
- с целью изучения уровня подготовки к выбору профессии проведён тест «Определение типа будущей профессии» по Е. А. Климову.
План
Начало занятия : приветствие
Вводная часть: беседа о профессиях
Основная часть: Путешествие на поезде по миру профессий
Заключительная часть: рефлексия
Начало занятия
приветствие детей
Участники игры сидят за столами. Напротив игроков расположились болельщики и жюри. Дети видят друг друга, что располагает к общению, вызывает желание высказаться.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пригласила вас принять участие в познавательной игре. Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизни. И путь начнётся с перекрёстка, от которого начнётся не три, как в сказке, а 50 тысяч дорог, - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. От этого зависит: материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.
Вводная часть
Выбор профессии – это, несомненно, выбор своего будущего. От правильности этого выбора зависит самореализация молодого человека, дальнейшая удовлетворённость своей судьбой и самим собой. А «если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека.
Что же необходимо для того, чтобы ветер жизни был не только попутным, но и привёл вас в будущем к успеху?
Ответы ребят: Надо изучать многообразие профессий, «Дни открытых дверей» в учебных заведениях помогут нам в профессиональном выборе, Центры занятости населения ориентируют на выбор профессии, помогают трудоустроиться.
Воспитатель: Ребята, узнать о своих склонностях при выборе профессий вам помог тест «Определение типа будущей профессии» автор Е. А. Климов. Вам предлагалось ответить на вопросы теста. Используя этот тест, вы узнали, какая из сфер деятельности больше привлекает вас лично.
Подсчитав результаты, мы можем сказать: какая сфера деятельности собрала больше всего симпатий, а какая - антипатий. Тестирование показало, что некоторые ребята нуждаются в помощи специалистов при выборе профессии. Сегодня я постараюсь вам помочь, но давайте сначала поиграем.
Игра называется «Лучшее в тебе».
Цель: поддержание позитивного эмоционального фона.
Задание: назвать положительные качества личности, которые вам нравятся в стоящем слева от вас человеке. Воспитанники становятся в круг, тихо звучит музыка. Воспитатель даёт игрушку первому игроку. Он должен передать её стоящему рядом, при этом называя лучшее качество этого человека, и т. д.
Эта игра способствует восстановлению доброжелательной обстановки среди ребят, для продолжения дальнейшей работы.
Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое счастье, как это понятие связано с понятием – «профессия»?
Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в мир профессий и сделаем ещё один шаг в трудном деле выбора профессии. Это путешествие – игра.
В нашем путешествии будут следующие правила.
В игре принимают участие две команды: 1 – «Пассажиры зелёного вагона»; 2 – «Пассажиры синего вагона». А также их болельщики. Оценивают игру жюри. За правильный ответ команда получает красный жетон, за неверный – жёлтый. Команды готовы и мы отправляемся в увлекательное «путешествие на поезде»
(звучит гудок паровоза).
Воспитатель: Своё необыкновенное путешествие мы начинаем со станции «Разминка». Здесь вас встречает проводник пассажирского вагона.
Проводник – хозяин вагона. И как всякий радушный хозяин, он заботится о том, чтобы его гости – пассажиры – удобно разместились, чтобы в пути им было комфортно. И вот поезд отправляется в путь. Во время движения поезда проводник обязан сделать всё для того, чтобы дорога не показалась долгой и утомительной.
Для своих пассажиров проводник подготовил викторину.
Цель: выявление знаний воспитанников о разнообразии профессий, актуализация умственной активности.
Задание: ответить на вопросы викторины.
- Вопросы для «Пассажиров синего вагона».
1. Специалист по отделке зданий. (Маляр)
2. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)
3. Специалист по разведению садовых растений (Садовод)
4. Специалист, выдающий книги. (Библиотекарь)
- Вопросы для «Пассажиров зелёного вагона»
5. Специалист, владеющий ножницами и расчёской. (Парикмахер)
6. Специалист по изготовлению изделий из дерева. (Столяр)
7. Специалист, лечащий животных. (Ветеринар)
8. Сотрудник, занятый изданием газет, журналов. (Редактор)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы быстро доехали до следующей станции. И называется она – «Пословицы». Здесь вас встречает сам начальник станции.
Днём и ночью идут по дорогам нашей страны поезда. На тысячи километров проложены железнодорожные пути. На путях расположены станции. На крупных узловых станциях имеются пути для приёма и отправления грузовых и пассажирских поездов, для погрузки и выгрузки грузов, сортировки вагонов. Есть локомотивное и вагонное депо, мастерские, пассажирские вокзалы. Везде работают люди разных профессий. Организует и контролирует работу станции её начальник.
Цель: развитие творческого потенциала; формирование позитивной оценки детей к активной жизненной позиции.
Задание: на полосках бумаги написано начало пословицы, вам необходимо продолжить данное высказывание. Каждая команда получает конверты с пословицами о труде. Команда, справившаяся с заданием быстрее, побеждает. По окончании конкурса зачитываются пословицы.
1 команда – «Пассажиры синего вагона» .
- Землю красит солнце, (а человека - труд).
- Без дела жить – (только небо коптить).
- Без охоты – (нет работы).
- В труде рождаются (герои).
2 команда – «Пассажиры зелёного вагона».
- Родина славит тех, (кто трудится для всех).
- Дело мастера боится, (а иной мастер дела боится).
- Кто не работает, (тот не ест).
- Семь раз отмерь, (а один раз отрежь).
Воспитатель: Пока команды заняты – болельщики могут заработать для своих команд дополнительные жетоны, ответив правильно на вопросы.
Цель: развитие умения выделять положительные и отрицательные стороны профессий.
Задание: прослушать стихотворение Р. Сефа «Странное дело», ответить на вопросы.
Странное дело, а может быть нет:
Жил был на свете когда – то сапожник,
Был он сапожником – 45 лет,
Но про него говорили «Художник»!
Странное дело, а может быть нет:
Жил был на свете когда – то художник,
Был он художником – 70 лет,
Но про него говорили: «Сапожник».
Странное дело, а может быть нет.
Воспитатель предлагает болельщикам вопросы для обсуждения.
1. В каких смыслах употребляются в стихотворении слова «художник» и «сапожник»?
2. Кого из героев можно назвать мастером?
3. Кто вызывает уважение?
Воспитатель: Внимание! Внимание! Мы подъезжаем к станции с очень интересным названием «Станция модных и новых профессий». А встречает вас, как вы считаете кто? Не удивляйтесь – врач.
О профессии врача вы, ребята, много слышали. Медицинские бригады врачей работают на железнодорожных путях сообщения. В последние годы работники медицины стали применять новые методы лечения людей. Человеком сделано много открытий, изобретений. Появились и новые профессии.
Известно ли вам что – либо о них? Сейчас мы это и проверим.
Цель: ознакомление воспитанников с новыми профессиями на рынке труда; формирование информационного пространства.
Задание: из трёх предложенных ответов найти правильный.
Для «Пассажиров синего вагона».
- Флорист – это 1. Человек, ухаживающий за своим домом.
2. Человек, играющий на флейте.
3. Человек, составляющий композиции из цветов.
- Ди-Джей – это 1. Наездник.
2. Танцор.
3. Создатель музыки на дискотеке.
Для «Пассажиров зелёного вагона».
- Риелтор – это 1. Путешественник.
2. Продюсер.
3. Человек, занимающийся операциями с недвижимостью.
- Визажист – это 1. Художник, рисующий пейзажи;
2. Человек, выдающий визы;
3. Специалист по декоративной косметике.
Воспитатель: Какие новые профессии вы знаете? Напишите на листочках новые профессии.
Заслушиваются ответы детей: маркетолог, эколог, дизайнер, менеджер, аудитор.
Воспитатель: В последнее время на рынке труда появились новые профессии, названия которых не всегда даже запоминаются. «Имиджмейкер», «криэйтор», «логистик», «арт – директор» привлекают внимание и вызывают необъяснимый трепет, особенно у людей старшего поколения. Откуда появляются новые профессии и что же означают незнакомые названия?
Словарная работа.
Криэйтор (с англ. – творец, создатель) – креативный директор компании, человек, который отвечает за разработку, ведение и контроль рекламных проектов.
Логистик – (от греч. «искусство рассуждать»). От логистов зависит финансовое благополучие многих компаний. Они экономят деньги, но не зарабатывают их.
Арт – директор – разрабатывает макеты журналов, газет, книг; решает все вопросы, связанные с дизайном.
Имиджмейкер – помогает создать образ преуспевающего человека. Создаёт профессиональный образ клиента.
Воспитатель: Играя, мы узнали о новых профессиях, востребованных не только в нашем регионе, но и в стране, и в мире. Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть (динамическая пауза).
Цель: снятие напряжения, вызванное утомлением.
Задание: повторить команды.
1. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счёт 1-2 развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох; на 3-4 – исходное положение - выдох.
2. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в исходное
положение (основная стойка – выдох). То же самое – другой ногой.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, и на пути – «Станция капитанов». Встречает вас капитан полиции. Важное место в обеспечении общественного порядка принадлежит полиции. Днём и ночью охраняет покой граждан. В любую погоду он на посту, в любую минуту готов прийти на помощь. Работники «Станции капитанов» решили провести турнир между капитанами.
Цель: формирование познавательного интереса к людям труда и их профессиям; развитие эрудиции.
Задание: Капитану 1 команды из перечисленных слов выбрать те, которые обозначают специальности (хирург, токарь, маляр, пианист, закройщик, столяр, директор школы, литературный критик, судья); капитану 2 команды выбрать те слова, которые обозначают профессии (врач, швея, учитель, токарь, продавец книг, резчик по дереву, кулинар, председатель колхоза, продавец книг, водитель, инженер, бульдозерист).
Воспитатель: Мы подъезжаем к станции «Алфавит». Встречает вас - диспетчер. На рабочем месте – световое табло, на котором нанесены схемы всех перегонов и станций участка. Диспетчер видит, где находятся все поезда, следующие по участку, как лучше использовать свободные пути на станциях, свободные перегоны, чтобы быстрее пропустить поезда. Передвигая рукоятки на табло и нажимая кнопки, диспетчер переводит стрелки на станциях, даёт сигналы поездам, принимает и отправляет поезда. В работе диспетчера используют радио и телевизионную связь.
Цель: расширение имеющихся знаний о профессиях, развитие навыков групповой работы.
Задание: написать профессии, начинающиеся на буквы: А, Б, П, В.
Воспитатель: Сейчас я проведу игровое упражнение для болельщиков с элементами юмора, которое называется «Самая – самая».
Цель: повышение у воспитанников знаний о мире профессионального труда.
Задание: назвать те профессии, которые, по вашему мнению,
соответствуют данной характеристике.
1. Самая зелёная (садовод, лесник);
2. Самая сладкая (кондитер);
3. Самая денежная (банкир, боксёр);
4. Самая детская (воспитатель, педиатр);
5. Самая опасная (сапёр, пожарник);
6. Самая смешная (клоун, пародист).
Воспитатель: Вот и последняя станция нашего путешествия – станция «Качества профессионала». Профессия машиниста электровоза, электропоезда всегда была заманчивой среди профессий железнодорожного транспорта. Рабочим местом машиниста и его помощника является кабина. Здесь располагаются приборы управления электропоездом. Высокое мастерство и опыт, внимательность и быстрота действий – основа безаварийной работы на железнодорожном транспорте. Как и в любой профессии очень высоки профессиональные требования.
Цель: ознакомление воспитанников с необходимыми качествами, требующимися для каждой специальности.
Задание: назвать те качества, которые будут способствовать успешному выполнению профессиональных обязанностей.
(Воспитатель раздаёт участникам игры карточки с названием профессий : лётчик, учитель, плотник, менеджер, ветеринар, продавец, программист, актёр.
Заслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что человек должен быть всесторонне развитым.
Мы завершили наше увлекательное путешествие. Слово для подведения итогов и объявления победителя предоставляется жюри.
Заключительная часть
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу, я думаю, что вы получили определённый багаж знаний, сделали выбор или размышляете по поводу выбора профессии. Поэтому каждый из вас определяет, на каком этапе пути к выбору профессии находится, и в зависимости от этого выбирает карточку соответствующего цвета:
зелёный – не определился
жёлтый - сомневающийся
красный – определился с выбором
Воспитатель:
- Было ли полезным для вас сегодняшнее занятие?
- Что было важным, наиболее интересным?
- Наиболее эффективные формы работы?
Рефлексия.
Воспитатель: В начале «путешествия» перед вами был поставлен проблемный вопрос: «Что такое счастье? и как это понятие связано с другим понятием – «профессия»?
Заслушиваются ответы детей: Счастье – это то, к чему стремится, наверное каждый, достигая его личным, собственным путём; Счастье – мечтать, загадывать желания, и обязательно думать, что они сбудутся; Иметь друзей, дом, хорошую работу).
Воспитатель: Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф К. Д. Ушинского: «Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственное его счастье». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Мне хочется пожелать вам выбрать ту профессию, которая даст вам возможность лучше раскрыть свои способности, профессию, в которой вы почувствуете себя и полезным людям, и по – настоящему счастливым. Поэтому, сегодня, вам уже есть над, чем задуматься, определиться с профессиональной направленностью своего будущего. Благодарю всех за участие в занятии.
Счастливого пути вам в Мир профессий!
Домашнее задание.
Цель: формирование адекватного представления воспитанников о своём профессиональном потенциале.
Провести исследовательскую работу по изучению выбранной профессии и представить её в виде презентации.
Литература:
1. Сценарий профориентационного мероприятия : от идеи к проведению/ Методическое пособие - Самара: Изд – во ЦПО, 2010. – 59с.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов на Дону. Изд – во «Феникс», 1996
3. Энциклопедия для детей. Выбор профессии/ Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. - Москва. : Аванта+, 2003
4. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб. : Питер, 2003
5. Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию : Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М. : УЦ «Перспектива», 2000
6. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М. : Генезис, 2004. – 48с. – (Психодиагностика)
7. Правовая азбука молодёжи в вопросах и ответах (разработка Всероссийского научно – практического центра профориентации и психологической поддержки населения