Наталия Хоминич
Формирование готовности к профессиональному самообразованию у будущих воспитателей дошкольных организаций
▼ Скачать + Заказать документы
Хоминич Н. А. «Формирование готовности к профессиональному самообразованию у будущих воспитателей дошкольных организаций».
Сегодня, когда изменился статус дошкольного образования, в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ [6], острым вопросом встает проблема самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Конечно, в связи с этими изменениями должно существенно измениться качество и сама подготовка будущих воспитателей дошкольных учреждении. Будущий педагог дошкольной организации должен быть не только компетентным специалистом, но так же быть мобильным, готовым приспосабливаться к новым требованиям, предъявляемым современным обществом к дошкольному образованию, быть готовым заниматься профессиональным самообразованием и саморазвитием. Это подчеркивается так же в «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025» : необходимо «сформировать человека как целостную личность, как личность новой гуманистической эпохи, личность адекватную мотивам творческого самовыражения, способную преодолеть узость специализированного развития, стремящуюся к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [2]. В связи с этим как никогда становится актуальной проблема подготовки специалистов, способных к самостоятельному удовлетворению своих образовательных потребностей путем собственной социальной мобильности и творческой активности в условиях непрерывного обновления профессиональной деятельности. Важной составляющей подготовки такого специалиста является формирование его готовности к профессиональному самообразованию.
Публикация «Формирование готовности к профессиональному самообразованию у будущих воспитателей дошкольных организаций» размещена в разделах
Большое значение для успешности процесса самообразования имеет способность педагога рефлексировать возможности самореализации, изме-нять их границы в реальном или мысленном плане и переживать чувство успеха. Необходимо отметить, что процесс рефлексии сугубо индивидуален. Активизация рефлексивной позиции в самообразовательной деятельности педагога, несомненно, связана с его личностью, ориентацией на самосовершенствование. Построение рефлексивной системы исходит из того, что каждый последующий компонент определяется результатом рефлексии на предыдущий. Так, процесс анализа целей, умений самообразовательной деятельности и содержания самообразования определяется результатами рефлексии на мотивационно-потребностную сферу. Собственно самообразовательная деятельность у субъекта возможна тогда, когда у него существует модель, план ее осуществления, построенные в результате рефлексии на целеполагание, содержание и умения самообразования. Таким образом, представления о самообразовании как деятельности, содержащей в себе потенциальные воз-можности и резервы изменения личности и активности дополняется пониманием как системы с рефлексией, включающей следующие компоненты:
– анализ значимости мотивов и их достижимости;
– анализ содержания самообразования, самообразовательных умений и педагогических действий;
– анализ соотношения возможностей педагога и внешних условий; – анализ изменения условий педагогической деятельности; – самооценка.
Итак, необходимо учесть ряд факторов, обеспечивающих готовность будущего педагога к профессиональному самообразованию :
– наличие мотивов самообразования;
– сформированность умений профессионально-педагогического самообразования;
– умения составлять и реализовывать авторскую программу педагогического самообразования;
– рефлексивная позиция на всех этапах педагогического самообразо-вания [4].
В зависимости от меры сформированности каждой из перечисленных характеристик готовности будущего педагога к профессиональному самообразованию находятся их фактические возможности по его организации и реализации.
Таким образом, в качестве структурных компонентов готовности личности педагога к самообразованию нами выделены следующие:
- когнитивный компонент, включающий представления и понятия о сущности, методах и формах самообразования, структуре, особенностях, условиях педагогической деятельности;
- мотивационно-ценностный компонент, представленный системой це-лей, установок, потребностей, мотивов самообразования;
- деятельностный компонент, отражающий овладение приемами и операциями самообразовательной деятельности, способами поиска, отбора и обработки информации;
- рефлексивный компонент, предполагающий самоанализ ситуации профессионального развития, самооценку личностно-профессиональных качеств и компетенций, саморегуляцию процесса их совершенствования.
Сегодня, в связи с происходящими изменениями в системе дошкольного образования, одним из наиболее часто обсуждаемых вопросов, связанных с подготовкой будущих специалистов этого уровня образования, является проблема его результатов. В контексте компетентностного подхода в образовании важное значение приобретает такой результат образования, как готовность к будущему профессиональному самообразованию.
Мы считаем, что формирование готовности к профессиональному са-мообразованию у будущих воспитателей будет наиболее эффективным, если в процессе обучения в колледже будут учтены следующие психолого-педагогические условия:
• включение студентов в практическую деятельность по реализа-ции себя как будущего педагога;
• создание специализированной среды, способствующей формированию внутренней мотивации к профессиональному самообразованию;
• использование инновационных форм и методов обучения студентов специальным умениям и навыкам профессионального самообразования, обеспечивающих поэтапное формирование и динамику уровневых показателей готовности будущих воспитателей к профессиональному самообразованию, трансформация приобретенных умений и навыков в собственный педагогический опыт.
Рассмотрим подробнее первое условие: включение студентов в прак-тическую деятельность по реализации себя как будущего педагога, которое непосредственно связано с когнитивным и деятельностным компонентами готовности педагога к самообразованию.
Ципнина Е. В., в своей статье, посвященной становлению и развитию профессиональной Я-концепции студентов колледжа, убеждает нас в невоз-можности прогнозов педагогической деятельности да и самой педагогиче-ской деятельности без самопознания, самообразования, саморазвития собственной личности педагога, становления его в профессии.
Педагог как личность выступает носителем ценностей и педагогиче-ского самосознания. В свою очередь именно педагогическое самосознание включает в себя образ «Я» : идеальный и реальный, которые постоянно соотносятся друг с другом как процесс постепенного приближения к идеальному субъекту педагогической деятельности, осознания этой деятельности как процесса взаимодействия. Становление образа «Я – будущий педагог» является одним из основных личностных новообразований будущих педагогов. Именно становление данного образа является одним из условий успешности профессиональной подготовки на этапе обучения в колледже.
Как утверждает Т. А. Ольховая, становление образа «Я – будущий педагог» процесс интенциональный, но не изолированный и не самодостаточный, требующий создания специализированных оптимальных условий. С этой точки зрения образование в колледже должно рассматриваться как личностное и профессиональное развитие будущего воспитателя дошкольной организации [3].
На наш взгляд важно отметить тот факт, что становление образа «Я – будущий педагог» носит поэтапный характер. Оно направлено на интериоризацию внешней деятельности будущего педагога, преобразование его личности в процессе ценностной ориентации.
Представление будущим педагогом себя как профессионала, а так же определение им перспектив профессионального роста и развития является продуктом его созидательной и прогностической деятельности. Именно хо-рошо обозначенная перспектива будущей профессиональной деятельности, собственного профессионального развития и служит критерием эффективности процесса становления образа «Я – будущий педагог».
В раскрытии данного условия эффективного формирования готовности к самообразованию необходимо уточнить тот факт, что развитию позитивного, дифференцированного образа «Я – будущий педагог» будет наиболее качественна, если будет создана специализированная ситуация востребованности творческих сил будущих педагогов, пробуждающая в свою очередь потребность в самосозидании и самоактуализации. Так практическая творческая деятельность заключается в самовыражении будущего педагога, проявлении им собственной индивидуальности в процессе решения постоянно возникающих педагогических проблем, подготовке и проведении образовательной деятельности, решении педагогических ситуации, организации взаимо-действия с детским коллективом и т. д. [3].
Таким образом, включение будущих педагогов в практическую творческую деятельность окажет развитие на формирование положительного образа «Я – будущий педагог», что приведет к возникновению потребности в саморазвитии, самосовершенствовании и самообразовании.
Далее, на наш взгляд, необходимо рассмотреть следующее условие: создание специализированной среды, способствующей формированию внутренней мотивации к профессиональному самообразованию, которое будет непосредственно направлено на мотивационно-ценностный компонент готовности педагога к самообразованию.
Сегодня в теории и практике среднего профессионального образования формированию и развитию мотиваций уделяется достаточно большое внимание.
Так одним из эффективных методов усвоения новых знаний, на наш взгляд, может служить мотивация к самообразованию у будущих педагогов.
Под мотивацией к самообразованию мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Именно мотивация к самообразованию имеет большое влияние на ус-пешность учебной деятельности. Так чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Если для личности имеет значимость дея-тельность сама по себе, то можно говорить о внутренней мотивации [7].
(продолжение следует)