Татьяна Мантурова
Проектирование образовательной среды дошкольного учреждения с целью активизации субъекта личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
слайд 1. Вопрос проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности, будет ли происходить самореализация, саморазвитие и социализация субъекта личности ребенка. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде»
Публикация «Проектирование образовательной среды дошкольного учреждения с целью активизации субъекта личности ребенка» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
На нашем семинаре на основе изучения практического опыта, в процессе обсуждения, анализа учебно - исследовательского задания мы постараемся определить и обосновать содержание и специфику организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Для того, чтобы понять, в первую очередь для себя, насколько вы осознанно и близко подошли к этому вопросу, я предлагаю ответить вам на следующие вопросы, на эти же вопросы вам предстоит ответить и в конце семинара. (2-3 мин.) (Далее общее обсуждение).
слайд 2. Вопросы для обсуждения
1. Какое место в государственном образовательном стандарте дошкольного образования занимают требования к среде развития ребенка? Почему эти требования являются составной частью государственного стандарта? Из каких основных компонентов он состоит?
2. Какие качества и свойства формируются у ребенка в условиях развивающей среды?
3. Назовите два основных источника знаний и социального развития ребенка. Каково их значение в педагогическом процессе на этапе дошкольного образования?
4. Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы? Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?
5. Назовите принципы построения развивающей среды. Какие из них могут быть реализованы в детском саду в ближайшее время, а какие - в более отдаленной перспективе? Объясните, почему
слайд 3. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности.
Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды. Как вы понимаете, что значит среда обогащенная? А предметная? А чем будет отличатся развивающая предметная от предметной среды? Расширяем понятия, что изменится, если добавим слово пространственная? Развивающая образовательная среда?
В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития личности.
Среда должна быть, не только развивающей, но и развивающейся.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.
В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребёнка, раскрытие субъективных проявлений ребёнка, формирования активности.
слайд 4
Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Итак, Среда развития ребенка - это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям - познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.
Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада.
В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть противопожарное оборудование.
Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитарное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.
Эргономические, эстетические и главным образом психоло-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса
Эти требования являются составной частью государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Государственный стандарт дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду.
Государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трех основных компонентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и учения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к программам и педагогическим технологиям); 2) требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требований к среде развития ребенка.
слайд 5.
Минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды
Прежде, чем приступить к изменениям РППС, нужно четко видеть и понимать минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды? Работаем в группах, записываем минусы, традиционного подхода в проектировании РППС.
Выводы:
Таким образом, в традиционном дошкольном учреждении часто господствует среда, полностью соответствующая учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослых с детьми. Ее можно опознать по следующим признакам. Цель - вооружить детей знаниями, умениями, навыками; привить послушание; лозунг во взаимодействии взрослых с детьми: «Делай, как я!»; способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; тактика - диктат и опека; позиция взрослого реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, а ребенок становится лишь объектом приложения сил воспитательной системы
слайд 6.
Принципы построения развивающей среды
В разработанной «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования» определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ.
Личностно-ориентированная модель обнаруживает себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях :
1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2) принцип активности, самостоятельности, творчества;
3) принцип стабильности – динамичности;
4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребенка и взрослого;
6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической
слайд 7.
СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ
стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности - доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка - не «запрограммированность», а содействие полноценному развитию личности.
В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты», творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др.
К позитивным традициям следует отнести появление изостудий, компьютерных классов; залов для занятий хореографией, оборудованных станками, зеркалами; «комнат сказок», в которых организуются коллективные игры детей и их театрализованная деятельность. .
Слайд 8.
Требования ФГОС ДО к РППС:
РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
РППС предполагает:доступность для воспитанников всех помещений организации
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать :
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
- развитие и саморазвитие личности ребенка
- учет особенностей и коррекцию недостатков их развития,
Слайд 9 Что должен знать педагог при организации РППС группы?
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться Слайд 10
При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:
-слайд 11.
Что является составляющими предметно- пространственной среды?
слайд 12
1. Ознакомьтесь с материально-техническими и медико-социальными условиями
2. Проанализируйте состояние развивающей среды в одной из групп для детей
3. Проанализируйте «рынок» современного оборудования и игровых средств для детских садов
4. Составьте список, сделайте правильный подбор необходимого оборудования
5. Создайте проект РППС вашей группы