Коршикова Светлана Григорьевна
Занятие по профилактической программе формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по профилактической программе формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива
Упражнение «Круг чувств»
На нашу встречу мы пришли все с разными мыслями, чувствами, переживаниями. Сейчас я попрошу всех участников, по очереди высказать какую-либо метафору, которая отражала бы ваше актуальное состояние или самочувствие на данный момент, например: «Бодрый будильник», «сдутый шарик», «колючий шарик», «выжатый лимон», «задорный ветер» и т. д.
(Ответы педагогов)
А что такое коллектив для вас?
Публикация «Занятие по профилактической программе формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива» размещена в разделах
Каждый коллектив живет по своим законам, правилам, у каждого есть свои традиции, каждому присуща своя атмосфера, психологический климат. В одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется. В других – коллектив функционирует оптимально, его члены получают возможность максимально полно реализовывать свой потенциал.
Сейчас каждому из вас я предлагаю выбрать из «волшебного мешочка» карточку, на которой написан признак психологического климата в коллективе. Ваша задача – проанализировать написанное и определить, положительный или отрицательный этот признак.
Материал к заданию.
Признаки благоприятного психологического климата :
- позитивное настроения в коллективе;
- деловой настрой на работу;
- командный дух и единые цели у всего коллектива;
- готовность всегда помочь коллегам, подменить, если нужно;
- возникающие конфликтные ситуации объективно и оперативно разрешаются;
- поощряется инициатива;
Признаки неблагоприятного психологического климата :
- низкая производительность труда;
- нарушается трудовая дисциплина;
- работа не выполняется в установленные сроки;
- рабочее время тратится на занятие личными делами;
- высокая текучесть кадров;
- ошибки в работе, не четко выполняются профессиональные обязанности, распоряжения администрации.
Климат определяется как благоприятный, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Такой климат характеризуется высоким уровнем психологической безопасности.
Упражнение «Волшебная лампа»
Представьте себе: вы и ваш коллектив находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и – сюрприз! – из нее появляется джин. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джина вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы рабочий стол был побольше, чтобы и т. д. Каждый может загадать свои три желания.
Каждый участник на листочке пишет три своих желаемых изменения, относящиеся к командной работе.
Объединитесь в тройки – оставьте три желания.
Объединитесь в шестерки – оставьте три желания.
Когда останется три группы каждая читает свои желания и все решают, какие три желания останутся в итоге от коллектива.
Обсуждение:
- Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности?
- Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?
Дорогие коллеги, мы с вами понимаем, что мы сами волшебники и исполнение наших желаний зависит во многом от нас самих.
Упражнение «Грецкий орех»
У меня есть небольшой мешочек с грецкими орехами (количество орехов по числу участников). Я высыпаю их в центре круга, вы подойдете и каждый выберите себе один орех. В течение некоторого времени изучите внимательно свой орех (какой он, чем он выделяется, какие у него особенности, постарайтесь его запомнить). Теперь соберем орехи обратно в мешок, перемешаем, и снова высыпаем. Найдите теперь свой орех.
(Как правило, все участники узнают свой орех. И после того, как все участники отыскали свои орехи, приступаем к обсуждению.)
- интересно узнать, кто и как запоминал свой орех? Трудно ли это было сделать? Что помогло потом найти свой орех? Кто и какой стратегией пользовался при поиске своего ореха (кто-то быстро ринулся на поиски, опасаясь, что его орех заберет чужой, кто-то, совершенно не спешил, предполагая, что все разберут свои орехи, а его орех останется, и совершенно не нужно при этом толкаться в толпе?
- высказывания участников.
- Так происходит и с нами: мы с вами люди, у нас есть голова, руки, ноги, но мы все с вами разные. У каждого из нас есть свои особенности, свои «черточки», свои достоинства и какие-то неровности, недостатки, есть у каждого своя красота, привлекательность, уникальность. Нужно только почувствовать ее и понять.
Рефлексия.
Позвольте подвести итоги нашего занятия. Как правило, занятия с элементами тренинга оканчиваются рефлексией и обратной связью.
Поэтому, чтобы дать возможность каждому участнику высказаться, я подготовила незаконченные фразы. Обратите внимание (фразы могут быть написаны на доске, на плакате, быть распечатанными на листах и лежать в центре круга, быть розданы каждому участнику на карточках и т. д.) на фразы, которые надо закончить. Каждый участник, может выбрать любую фразу, завершить ее и озвучить в круге. А может высказать те мысли и чувства, которые накопились у него за время занятия и самостоятельно, без опора на предложенные фразы.
«Мне было трудно…»
«Сейчас я чувствую…»
«Мне было интересно, когда…»
«Мне бы не хотелось…»
«Для меня остался открытым вопрос…»
«Я буду думать о…»