Ольга Сидорова
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы — дети природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах (они нуждаются в пище, тепле свете и т. д.). Заботясь о растениях и животных, люди охраняют их от гибели, стремятся не наносить вреда и создают хорошие условия жизни, обеспечивают их пищей, оберегают от холода. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе „Мы — дети природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие задачи:
Развивать речь, мышление детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям и животным.
Словарная работа:
Методические приёмы: - сюрпризный момент;
-повторение «правил поведения в природе»;
Активизация словаря: водоем
Обогащение словаря: заповедник, лесники, Красная книга.
Оборудование:
Картинки и фотографии с изображением заповедных уголков нашей Родины, отражающие заботу человека о природе, о животных и растениях, подлежащих особой охране; фонограммы «шум леса, пение птиц», «шум моря», «шум ветра».
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей. Ребята, когда я шла сегодня на работу, и встретила почтальона, мне почтальон вручила письмо. Мы сейчас с вами откроим конверт и посмотрим, что же в нем? - Здесь лежит приглашение:
Воспитатель: - Интересно, кто же это нам отправил?
Приглашаю ребята вас в лес
В добрый лес, могучий лес
В нем полным-полно чудес
Если внимательны будете дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нем деревья, ягоды,
Птицы, звери и разные травы.
Я начну беседу со слов Ивана Сергеевича Соколова-Миткова
"Любовь к природе, как и всякая
человеческая любовь, несомненно,
закладывается в нас с детства. "
- Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться, в волшебную, красивую страну под незабываемым названием «Природа».
На чем бы вы хотели путешествовать? (ответы детей)
Прежде чем мы отправимся в путешествие нам необходимо вспомнить, что такое природа? (ответы детей).
Правильно. Природа – это, все, что окружает людей – растительный и животный мир.
А какая бывает природа? (ответы детей)
Конечно, природа бывает: живая и неживая.
А как вы думаете, какая природа живая? (ответы детей)
Какая неживая? (ответы детей)
Живая природа - это те предметы, которые могут дышать, пить воду, расти и умирать. К живой природе относятся грибы, растения, животные, и сам человек. Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии. Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь.
Живая и неживая природа взаимосвязана между собой. Неживая природа помогает жизни живой природы. Например, все мы знаем, что рыбки живут в воде.
Вода – это неживая природа рыбка – живая. Если бы не было воды, рыбки бы не смогли жить. Растения живут благодаря солнечному свету. Солнце – это неживая природа.
Природа- это богатство нашей Родины, и ее надо охранять. Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо вспомнить правила поведения в природе: Какие правила поведения в природе вы знаете?
Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Берегите лес (дети показывают значки, как беречь природу)
Не рвите цветы!
Не разрушайте муравейники!
Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!
Не ловите животных и птиц, не уносите их домой!
Не обрывайте ягоды дикорастущих растений!
Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их!
Не трогайте грибы!
Не уничтожайте дождевых червей!
Не подходите близко к гнездам! Не разоряйте их!
Не оставляйте после себя мусор. Никогда не выбрасывайте его в водоем!
Не кричите!
Природу надо беречь и охранять, это частичка вас с нами, не будем беречь природу, все исчезнет с лица земли цветы на лугах, деревья, птицы, ручейки. Еще природа расцветает и преображается тогда, когда о ней говорят красивыми и добрыми словами.
А знаете ли вы такие слова? (дети читают стихи):
1. Ведь дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
2. Берегите Землю, Землю берегите!
Берегите жаворонка. В голубом зените.
Берегите горы, реки и леса,
Пусть не исчезает в жизни красота!
3. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда
пусть птенцам и маленьким зверятам
хорошо живется с нами рядом.
Ну, вот вы какие молодцы. Сколько интересного смогли рассказать природе.
Но нам пора отправляться в путь. Закройте глазки.
Звучит фонограмма «Шум леса, пение птиц».
Наконец мы с вами приехали. Первая остановка «ЛЕСНАЯ».
Беседа по вопросам:
-Что такое лес? (дом для многих растений, животных, птиц).
-Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).
- Назовите диких животных. (ответы детей)
А что растет в лесу? (деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды).
- Для чего людям нужен лес?
Да, в нашей жизни лес имеет большое значение. Лес дает людям древесину, лекарственные растения, грибы, ягоды. Плодами деревьев питаются птицы и звери. Лес украшает нашу землю, очищает воздух. И поэтому, как мы должны относиться к лесу?
- Ребята, а кто смотрит за лесом, бережет его? (ответы детей)
- Да, охраной леса занимаются лесники.
- Как они ухаживают за лесом (ответы детей)
Лесники следят за тем, чтобы лес был здоровым, уничтожают вредителей, срубают заболевшие деревья, охраняют лес от пожаров.
Давайте с вами вспомним с вами пословицы и поговорки о лесе:
- Лес – богатство и краса, береги свои леса
- Вырос лес, так выросло и топорище.
- Какой лес без чудес.
- Волков бояться, в лес не ходить.
- Дальше в лес, больше дров.
- Лес рубят — щепки летят.
- Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает.
Ребята, лес – это и чистый воздух для легких, и влага, и строительный материал. Лес - это и дрова, и ягоды, и грибы, и орехи. Ведь природа делится с нами своими богатствами. Поэтому природу нужно всем беречь и охранять.
Физкультминутка
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок
(Ходьба)
Впереди ручеек,
Перейти вот мосток
(На носочках)
Пробирайся осторожно-
Замочить здесь можно ножки
(Высоко поднимают ноги)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке
(Прыжки)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом
(Приседают)
Будем медленно идти-
Дождь настигнет нас в пути
(Легкий бег)
Мы пришли с тобой дружок,
Во дремучий во лесок.
(Ходьба)
Послушайте пожалуйста отрывок из стихотворения О. Трушиной «Сказки русского леса»
… Если лес нам не беречь,
Рвать, ломать, пилить и жечь,
То случится с ним беда:
Высохнет в ручьях вода,
И кукушка на суку
Не споет свое «Ку-ку».
Ежик, белочки и зайки
Заскучают без лужайки,
А медведь, лиса и волки
Загрустят зимой без елки.
Колокольчик и ромашка
Лишь в лесу живут, поют,
Вырастают и цветут.
Знать должны наши детишки
Из рассказов и из книжки:
Мы леса своей страны
Охранять всегда должны!
Вторая остановка «МОРСКАЯ». (звучит фонограмма «шум моря»).
-Сейчас мы с вами поговорим о воде.
-Кто живет в воде?
-А вода нужна только рыбам? (ответы детей).
-Для чего нам всем нужна вода? (ответы детей).
Д/и «Съедобные жидкости».
(Чай, кофе, компот, морс, борщ, суп, бульон, кисель и т. д.).
Закрывают глазки
Третья остановка «Воздушная» Закрывают глазки] (звучит фонограмма «шум ветра»).
- О чем мы будем разговаривать? (о воздухе)
-Ребята, вы все слышали как шумит ветер? Как он гудит? (дети изображают)
Ветер - это поток воздуха.
-Для чего нужен воздух? (ответы детей)
- Кому нужен воздух?
Дыхательная гимнастика.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?
Человек может прожить - без пищи – 30 дней; без воды – 14 дней; без воздуха – несколько минут.
А вы хотите провести несколько опытов с воздухом? (ответы детей)
Ребята, я придумала, как нам поймать и увидеть воздух.
Первый опыт.
Мы возьмем полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
- Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы детей). - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Дети: Пакет опять стал пустым.
Интересно, почему? (ответы детей).
- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы детей).
Второй опыт.
- А давайте проверим!
- Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
- Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы детей) Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.
Мы вдохнули глубоко и живётся нам легко.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат ПЕНИЮ.
Паучок – ТЕРПЕНИЮ.
Пчелы в поле и саду
Обучают нас ТРУДУ.
Все – по СПРАВЕДЛИВОСТИ.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной народ,
Учат КРЕПКОЙ ДРУЖБЕ.
- Берегите все, что есть на земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.
Но не все по – настоящему любят и бережно относятся к природе. Люди которые вырубают лес и ценные деревья, даже убивают редких птиц и животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, цветы рвут, а сколько после себя оставляют мусора, также жгут костры и уходя их не тушат, после чего возникает пожар. А после пожара, лес остается долгое время мертвым.
Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и природа.
Человек бережет не только птиц, но и всех редких животных, которых осталось совсем мало. Для этого создаются заповедники.
- Кто знает, что такое заповедник? (ответы детей)
В заповедниках живут и размножаются животные и птицы, насекомые и растения. Заповедники в нашей стране созданы в разных краях.
Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим из них сейчас угрожает большая опасность просто исчезнуть с лица Земли.
И сейчас, когда некоторые растения и животные могут исчезнуть, появился закон об охране природы. Редкие животные, растения, насекомые занесены в особую книгу – Красную Книгу. Иллюстрация. Красный цвет книги означает запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя! Красный цвет – это сигнал тревоги и опасности. Это значит – внимание – это животное и растение может навсегда исчезнуть. На этих животных запрещена охота, их специально разводят в заповедниках и питомниках. В заповедниках нельзя рубить деревья, косить траву, рвать цветы.
Красная книга вся состоит из цветных страниц.
Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер (Морская корова, странствующие голуби и другие.).
Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных (зубры, красный волк, бобры, леопард, снежный барс, амурский тигр и другие).
Желтые страницы – те, животные количество которых быстро уменьшается (белые медведи, розовый фламинго, розовая чайка, джейран и другие).
Белые страницы – это те животные, которых всегда было не много.
Серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны.
Зеленые страницы – те животные, которых нам удалось сохранить и спасти их от вымирания (лось, речной бобр).
Сейчас мы с вами посмотрим, какие животные, птицы, растения записаны в Красную Книгу. (Показ иллюстраций.)
Животные: белый и бурый медведи, лев, тигр, дикий северный олень, пятнистый олень, соболь, леопард, морж, тюлень, зубр, бобер и др.
Птицы: венценосный журавль, розовая чайка, глухарь, сокол, дрозд, перепел и др.
Растения: ландыш, колокольчик перистолистый, гвоздика, подснежник, сон-трава, речная лилия, ветреница, хохлатка, перелеска и др. Эти растения нельзя рвать.
- Ребята, пусть в наших парках, садах, лесах пышно растут деревья и спокойно поют птицы. Пусть родники и колодцы всегда будут с чистой и прозрачной водой. Пусть в прудах, озерах и реках будет много рыбы. Все это наше богатство, без которого мы не можем жить. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
Ты, дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, не сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей
- Все, что зовется
РОДИНОЙ твоей!