Наталья Герасько
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Свойства соли» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно – образовательная деятельность
по познавательному развитию
Подготовила : Герасько Н. А
«Удивительная соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе „Свойства соли“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдение правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие задачи : умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы, развивать познавательную активность, мышление, навыки и экспериментирование.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль как средство для творчества.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу.
Материалы и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченной водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, кубики льда, баночки для декодирования, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа:
Беседа с детьми на тему: «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»
Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль»
Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная)
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки, народная сказка «Соль».
Наблюдение «Как мама использует соль».
Деятельность воспитателя
Действие детей
Приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро, дети»
Дети становятся в круг и здороваются.
Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась посылка.
Давайте посмотрим, что там.
Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешок. А теперь понюхайте, пахнет?
Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть?
Для того. чтобы узнать, что спрятано в мешочках, нужно отгадать загадку.
Ребята с воспитателем открывают посылку. Дети трогают на ощупь мешочки и нюхают их. Ответ детей.
Загадываю загадку:
Без неё, ребята, повар,
Просто, как без рук,
И становится все пища
несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт –
испытаешь боль. Вы,
конечно, догадались
Ну, конечно, это …соль)
Дети отгадывают загадку.
Высыпаю соль в ё мкость и задаю вопросы:
1)Для чего нужна соль?
2)Где люди используют соль?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Соль – полезно ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Происхождение слово "соль", по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное название Солнца – солонь.
Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром.
У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, а остальные ходили "несолоно хлебавши ". К соли относились уважительно. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре.
Дети внимательно слушают воспитателя.
Поэтому люди придумали пословицы о соли.
Какие знаете вы?
1)Без соли невкусно, без хлеба не сытно.
2) Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
3) Без соли, без хлеба– худо беседа. 4)Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
5)Без денег торговать, как без соли хлебать.
6) Без соли – что без воли : жизнь не проживёшь.
7)Без соли, без хлеба – половина обеда.
Соль была известна человеку с древнейших времён, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
Наша планета очень богата соляными. месторождениями.
Ребята говорят пословицы.
Показ презентации "Как добывают соль».
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушению пищеварения,разрушениям костной и мышечной ткани.
Без соли человек не может жить, это плохо влияет на его здоровье.
А где можно использовать соль?
(в медицине, в приготовлении пищи, в консервации овощей, на улице во время гололеда)
Ребята, а чтобы ещё больше узнать о соли, нам всем сегодня предстоит стать учёными.
В лабораторию пойдём, и чудо опыт проведём.
Я вас приглашаю в нашу научную лабораторию. Надевайте халаты.
Прежде чем начать наше исследование, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети смотрят презентацию.
Дети отвечают на вопрос.
Ответы детей.
Дети надевают халаты.
Дети называют правила поведения.
(не трогать руками глаза,соблюдать тишину, не толкать соседа во время работы, сначала посмотри, а потом повтори.
Проведение опытов.
Первый опыт: "Из чего состоит соль "
Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде?
(соль похожа на порошок).
А теперь посмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите?
(соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха?» Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Второй опыт: "Соль хрустит "
Ребята, давайте насыпим в тарелочки две ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышим?
Вывод: соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль, её кристаллы трутся друг о друга,и мы слышим хруст.
Третий опыт: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Вывод: соль поглощает воду.
Добавьте ещё воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась).
Рассматривают соль и отвечают на вопрос.
Ответ детей.
Дети выполняют инструкцию воспитателя и делают вывод.
Ответы детей. (хрустящий звук, похожий на ходьбу по снегу в морозный день)
Дети делают опыт и отвечают на вопросы.
Ответ детей.
Четвё ртый опыт: "Соль растворяется в тёплой воде быстрее,чем в холодной ".
-Перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете?
-Молодцы! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получается.
Да, соль растворилась в воде. В какой воде соль растворилась быстрее?
Вывод: В тёплой воде соль растворилась быстрее.
Ребята, соль - незаменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, один кусочек посыпьте солью, а второй кубик посыпать не будем. Какой из кубиков тает быстрее? Мы узнаем после небольшой разминки.
Физминутка
Чтобы головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево.
А теперь руками крутим – и для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу, в стороны разводим.
Повороты вправо – влево, плавно производим.
Наклоняемся легко, достаём руками пол.
Потянули плечи, спинку.
А теперь конец разминке.
А сейчас, ребята, возвращаемся к нашей работе. Посмотрите на наши кусочки льда, что мы видим, какой кусочек льда тает быстрее?
Вывод: кусочек льда, посыпанный
Ответ детей. (один стакан холодный, другой теплый)
Выполняют задание.
Ответ детей. (в теплой воде соль растворилась быстрее)
Дети выполняют инструкцию воспитателя.
Ребята выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Ответы детей.
солью тает быстрее.
Опыт пять: "Плавающее яйцо".
А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить? Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмём яйцо и опустим его в стакан с соленой водой. Что вы видите?
А теперь возьмём другое яйцо и опустим его в стакан с водой без соли. Что вы видите? Какой вывод мы сделаем?
Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной – тонет. Значит в солёной воде легче плавать.
А сейчас я вас хочу пригласить в свою мастерскую и показать, как можно покрасить соль с помощью обыкновенных мелков, которые я мелко размола.
Творческая работа
Насыпьте в тарелочку по две ложки соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами–цветная соль.
А сейчас мы с вами разделяются на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
Вот у нас и получились декоративные сосуды с солью. Красиво, правда?
А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами и попробуем.
-Перед вами подносы с солью.
Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуйте на подносе с солью. Слушайте внимательно.
Ответ детей.
Ответ: яйцо не тонет
Ответ: яйцо утонуло
Делают вывод.
Дети выполняют инструкцию воспитателя.
Дети подходят к столу с разносами, на которых насыпана соль.
Появился во дворе
Он в холодном декабре,
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой
К ветру зимнему привык,
Наш приятель)
* *
Ёжик на неё похож,
Листья вовсе не найдёшь,
Как красавица стройна,
и на Новый год важна
* * *
С неба падают зимой,
И кружатся над землею,
Лёгкие пушинки,
Белые …
Как красиво у вас получается.
Ребята, мы сегодня с вами хорошо поработали, многое узнали. Скажите, что нового и интересного узнали о соли? Что понравилось вам больше всего? Какие трудности вы испытывали при проведении опытов?
Отгадку «Снеговик» изображают пальцем на соли.
Дети рисуют елку.
Дети рисуют снежинку.
Дети делятся своим мнением.