Лидия Васильева
Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Шурупчик и его друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Интеграция областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Тема: «Шурупчик и его друзья»
Цель Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Задачи
Публикация «Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Шурупчик и его друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Обучающие задачи. Формировать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам.
Формировать основы безопасного поведения в быту.
Развивающие задачи.
Развивать познавательную мотивацию и интересы детей, познавательные действия
Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования
Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками; способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,
Развивать связную, грамматически правильную монологическую речь. Воспитывающие задачи.
Воспитывать умение самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятия, убирать их, протирать столы.
Словарная работа. Обогащать активный словарь словами и словосочетаниями: металл, металлические предметы, магнит, притягивает, примагничивает, магнитное поле, магнитные силы.
Материалы. Системный оператор «металл». Емкости с водой и песком, металлическая стружка, лист картона, по два магнита на каждого ребёнка, магниты разного размера, и формы, модели для обозначения свойств магнита, индивидуальные карты с разными материалами (дерево, пластмасса, ткань, металл, стекло, значки для подвижной игры, ТСО.
Методы и приёмы.
1. Сюрпризный момент
2. Отгадывание загадок
3. Рассматривание магнита
4. Демонстрация опыта воспитателем;
5. Объяснение воспитателя;
6. Физкультминутка
7. Индивидуальные опыты детей
8. Выполнение опытов детьми по словесной инструкции
9 .Рефлексия
Предварительная работа. Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор); опыты по выявлению свойств и качеств металлов; игры с магнитом; беседы по прочитанному из детской энциклопедии "Почемучка"; использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:"Рыболов", "Магнитная геометрическая мозаика", "Магнитная касса цифр и букв", "Подбери предмет", "Четвёртый лишний".
Ход.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила видеописьмо. Догадайтесь, откуда это письмо (Смотрим картинку с изображением Цветочного города) Догадались? (слушаем)
Дети. Письмо пришло к нам из Цветочного города, в котором живут Незнайка и его друзья.
Воспитатель. А кто же написал это письмо? От Шурупчика. Давайте прочитаем. «Здравствуйте ребята. Я Шурупчик, житель Цветочного города - изобретатель и стараюсь усовершенствовать всё, что под руку попадётся. Мне в этом помогают мои инструменты. Они хранятся в сундучке. Но мои усовершенствования не всегда бывает удачными. Недавно волшебнику Загу я усовершенствовал его волшебную палочку. Но она стала такой тяжёлой, что Заг не может её поднять даже, не то что взмахнуть ею. Он разозлился и заколдовал мой сундучок. Сундучок теперь не открывается. Заг сказал, что сундучок откроется тогда, когда я выполню все его задания. А задания такие сложные, что я ничего не понимаю. Незнайка сказал, что в вашем детском саду живут очень умные, добрые сообразительные детишки и посоветовал обратиться к вам. Помогите, пожалуйста мне выполнить задания Зага и расколдовать сундучок. Шурупчик.»
Воспитатель. Ребята, как нам быть, что делать?
Дети. Поможем,
Воспитатель. Как мы можем помочь Шурупчику. Но для этого нам надо отправиться в Цветочный город. Давайте закроем глаза (Звучит музыка, дети закрывают глаза. Очутились в Цветочном городе. на экране появляется волшебник Заг, и загадывает загадки детям. Если правильно отгадывают, отгадка появляется на экране. 0
1. Отгадайте загадки
1. Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
(гвоздь)
2. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(утюг)
3. Всех на свете обшивает
Что сошьет не надевает.
(иголка)
4. Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.
(ножницы)
- А из чего сделаны все эти предметы?
(из металла)
- Значит какие они? (Металлические) Какие металлы вы знаете?
Дети. Чугун, сталь, золото, алюминий, серебро, магнит, медь, бронза, другие.
(Составление системного оператора «Металл»).
Воспитатель. Ребята, все металлы, которые вы назвали чем были раньше?
Дети. Железной рудой.
Воспитатель. Чем может стать металл?
(Дети перечисляют, что можно сделать из металла. Звучит музыка.)
Воспитатель. Справились с первым заданием. Какое же второе задание будет?
На экране появляется Заг.
Заг. Что такое магнит и какими свойствами он обладает.
(Работа детей в лаборатории Зага)
Для выполнения второго задания я вас приглашаю в мою лабораторию.
Воспитатель. Но сначала подскажите мне правила безопасного поведения в лаборатории, во время проведения опытов?
Дети.
1. Нельзя ничего пробовать на вкус.
3. Все опыты и эксперименты делать в присутствии взрослых.
4. Быть осторожными с острыми, стеклянными предметами. Не играть с ними.
Воспитатель Что вы видите на столах
Дети. Магнит.
Воспитатель. Посмотрите, какой он по цвету?
Дети. Черного цвета
Воспитатель. Возьмите на руки. Какой он на ощупь?
Дети. Твёрдый
Воспитатель. Как ты это узнали, что магнит твёрдый.
Ребёнок. Я надавил на магнит
Воспитатель. Как вы думаете, магнит прочный или хрупкий? Как ты узнал, что магнит прочный.
Ребёнок. Я сжал его, уронил.
Воспитатель. Какими свойствами обладает магнит?
Дети. Он притягивает к себе металлические предметы.
Воспитатель. Вы видели, как магнит притягивает металлические предметы? Давайте ещё раз посмотрим как он притягивает металл. Почему так происходит?
Дети: Потому что на них действуют магнитные силы.
Воспитатель. Как же увидеть магнитные силы? Подумайте, для этого у нас есть железные опилки, магнит, картон. (Ответы детей). Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку. Сначала я надену перчатки
(Воспитатель проводит опыт, комментируя свои действия)
Воспитатель. Я положу магниты на стол на некотором расстоянии друг от друга, сверху кладу картон, с небольшой высоты насыпаю металлические опилки на картон. Что с ними произошло?
Дети. Они притянулись к картону, в том месте, где находится магнит – примагнитились.
Воспитатель. Вокруг магнита находится магнитное поле. Магнитное поле действует на металлические предметы и притягивает их. Так что же притягивает металлические предметы?
Дети. Магнитное поле. (индивидуальные и хоровые ответы.)
Воспитатель. Правильно, ребята, магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит – круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах. Мы узнали, что у магнита есть магнитное поле. Давайте чтобы не забыть отметим его вот такой схемой. Что он означает, Денис?
Денис. У магнита есть магнитное поле. (Воспитатель ставит карточку- схему).
Воспитатель. Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу?
Дети. Они притянуться друг к другу.
Воспитатель. Проверим.
(Дети подносят 2 магнита друг к другу и наблюдают, как они притягиваются. А у некоторых отталкиваются.
Воспитатель: Что вы сделали, и что у вас получилось?
Ребенок. Я поднес магниты друг к другу, и они притянулись; значит, магниты притягиваются.
Ребёнок. А у меня оттолкнулись.
Воспитатель. Расскажите, что мы узнали, подносив два магнита друг к другу?
Ребенок. Два магнита могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.
Воспитатель. А почему так происходит? (предположения детей)У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный. Когда магниты соединяются синим и красным полюсом, то они «дружат» и притягиваются друг к другу, а когда соединяются одинаковыми полюсами, то они «ссорятся» и отталкиваются друг от друга. (Воспитатель показывает большой магнит с разными полюсами).
Воспитатель. Мы узнали еще одно свойство магнита. Они могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу. Чтобы запомнить это свойство магнита отметим вот такой карточкой.
Физкульминутка. Игра «Весёлые магниты»
Воспитатель. Хотите поиграть в весёлых магнитиков Для этого мы наденем на себя значки (Выбираю любого ребёнка и на нём объясняю, как надеть карточки) красная карточка у вас будет впереди, а синяя сзади. Красная карточка обозначает – южный полюс магнита, синяя - северный. А мы уже знаем, что магниты притягиваются разными полюсами. Посмотрите на меня, пожалуйста, я буду – большим магнитом. Скажите, пожалуйста, когда я буду показывать синюю карточку, каким полюсом, вы ко мне притянетесь? (Красным). Хорошо. А когда покажу красную? (Синим). Хорошо. Пожалуйста, наденьте карточки, помогите друг другу. У всех получилось, проверьте, пожалуйста друг у друга. Начинаем игру. Двигайтесь под музыку, можно пританцовывать, но будьте внимательными. (МУЗЫКА)
Воспитатель. Молодцы, вы были внимательными, быстрыми в этой игре и все запомнили что магниты могут притягиваться друг к другу, и отталкиваться друг от друга. в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.
Заг. Я сегодня утром случайно уронил в тазик с песком коробочку винтиками. Они такие маленькие. Часть я собрал, но большинство затерялись в песке. Как их найти, посоветуйте?
Дети. Можно руками поискать в песке; можно магнитом провести над песком,.
Воспитатель. С чего начнём?
Ребёнок. Магнитом проведём над песком.
Воспитатель. Кирилл, попробуй.
(Ребёнок проводит над песком магнитом, и к нему притягиваются винтики)
Воспитатель. Расскажи,что сделал и что получилось?
Ребёнок. Я провел магнитом над песком и к нему притянулись винтики потерявшийся в песке. Значит, магнитные силы проходят сквозь песок.
Воспитатель. Чтобы не забыть это свойство отметим его карточкой. Как вы думаете, через воду действуют ли магнитные силы?
(Выслушать предположения детей
Воспитатель. Что надо сделать, чтобы узнать это?
Ребёнок. Надо провести магнитом над водой, железные детали, находящиеся на дне, притянуться к магниту. (Опыт проводят все)
Воспитатель. Расскажи, что ты делал, и что получилось?
Милена. Я провела над стаканом с водой магнитом и гвоздь, лежащий в воде притянулся. Значит, магнитные силы проходят через воду и стекло
Воспитатель. Ребята, подскажите мне, где мы в нашей группе можем наблюдать волшебные свойства магнита.
Дети. Игра "Магнитная мозаика", "Магнитная азбука"," Магнитный конструктор», «Рыболов",с помощью магнита можно найти на полу иголку, если она потерялась; собрать булавки, еще магнит используют в мебели для удерживания дверок шкафчика; магнитики для крепления картин к доске).
Воспитатель. Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом.
(Звучит музыка.)
Воспитатель. Молодцы, справились со вторым заданием волшебника Зага. Какое же испытание приготовил для нас Заг
Заг. Найдите друзей магнита. Всё необходимое найдёте на столе.
Игра «Друзья магнита»
Воспитатель. Подойдите, пожалуйста, к столу. и возьмите по одной карточке и фломастер. Какие предметы вклеены на карточку.
Дети. Пластмасса, картон, ткань, металл, стекло.
Воспитатель. В окошке, где нарисован материал, который будет притягиваться к магниту – вы поставите.? Какой знак? Да, знак +. Который не притягивается к магниту- вы поставите знак -
Выберите, пожалуйста, себе удобное место, можно на ковре, на стуле, на столе, где вам будет удобно и пожалуйста, выполните задание.
Воспитатель. Ребята, а теперь проверим, как вы справились? Посмотрите на на доску проверьте, правильно ли вы сделали?
Что мы узнали проводив этот опыт?
Ребёнок. Мы узнали. Что магнит не притягивает пластмассу, картон, ткань, стекло, притягивает только металл. Отметим ещё одно свойство металла. (Звучит музыка, на экране появляется Шурупчик.)
Воспитатель. Посмотрите как повеселел Шурупчик. Вы молодцы, справились с заданиями волшебника Зага и помогли Шурупчику расколдовать сундучок. Теперь он опять сможет заняться своим любимым делом. Усовершенствованием предметов. Ну нам пора возвращаться. Закройте все глаза. (звучит музыка)
Воспитатель. Что нового мы узнали сегодня о магните. Давайте вспомним. В этом нам помогут наши карточки.
Дети. 1 ребенок: У магнита есть магнитное поле
2 ребенок: Магнитные силы проходят через картон.
3 ребенок: Магниты притягиваются друг к другу и отталкиваются друг от друга, в зависимости от того, как их подносить друг к другу.
4 ребенок: Магнитные силы проходят через песок;
5 ребенок Магнитные силы проходят через воду
Воспитатель. Что вам особенно понравилось.