Наталья Зотова
Конспект НОД с элементами экспериментирования с детьми подготовительной к школе группы «Что такое воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: Формирование представлений детей о свойствах воздуха, путем экспериментирования.
Задачи:
1. Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
3. Обеспечить развитие умения у детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования с детьми подготовительной к школе группы „Что такое воздух?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
5. Обеспечить развитие умения у детей устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью.
6. Активизировать речевую деятельность детей (соломинка, невидимый, упругий, легкий)
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание карточек – схем, игровой элемент)
3. Словесные (Загадка, вопросы, пояснения, выводы, беседа)
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда»
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка.
Игровая: д/и «Экологический светофор», игровые задания.
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
Коммуникативная: отгадывание загадки, вопросы, беседа, обсуждение, выводы.
Материалы и оборудование:
Ёмкость с водой, стакан, салфетка, воздушный шарик на веревочке, запись «шум ветра», банка, 2свечки.
Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город» и «Деревня»
Раздаточный: лист картона, трубочки для коктейля, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, целлофановые пакеты, зубочистки.
Дидактический: «Экологический светофор»
Логика образовательной деятельности
1. Организационный момент. Загадка.
Мы его не замечаем,
мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
он ведь нам необходим…
2. Сюрпризный момент.
Введение персонажа Воздушарик.
Появляется Воздушарик (шарик голубого цвета с нарисованным на нём лицом).
-Здравствуйте ребята, я Воздушарик. Я пришёл к вам из страны, которая называется Воздух, за помощью. Жители нашей страны беспокоятся об охране окружающей среды на вашей планете, на планете Земля. Жители нашей страны хотят знать, что вы знаете о нашей стране, которая называется Воздух. Что делать, чтобы воздух был чистым? Что вы знаете о значении чистого воздуха для нашего здоровья?
Запись «шум ветра»: Воздушарик уносит ветром.
Для того чтобы вернулся Воздушарик, нужно ответить на все его вопросы. Перед детьми ставиться исследовательская задача – с помощью разных предметов узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
3. «Лабораторные исследования»
Предлагаем детям, как настоящим учёным, пройти в лабораторию и приступить к исследованиям
• «Почувствуй воздух»
Можно ли узнать, есть воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Предлагаем детям подуть на ладошку, что мы чувствуем?
Предлагаем взять лист картона и помахать им у своего лица. Картонка заставляет воздух двигаться, и мы ощущаем его дуновение на своей щеке.
Вывод: чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
А что же происходит тогда в природе, когда движется воздух?
• «Воздух внутри нас»
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и трубочки.
Что вы видите в стаканчиках? Предлагаем детям взять трубочки и подуть в них. Что происходит?
Вывод: воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки (Карточка-символ)
4. Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо, (обмахивать ладонями лицо)
Закачалось деревцо (прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево) .
Ветерок всё тише, тише (замедлять раскачивание)
Деревцо всё ниже, ниже (приседать, постепенно опуская руки)
5. «Лабораторные исследования» (продолжение)
• «Воздух есть в любых предметах»
Предлагаем детям положить горошинку в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки.
Вывод: в горошинках есть воздух.
А можно ли оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Что нам надо для этого сделать? Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины?
Вывод: Мы не только нашли воздух, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. (Карточка-символ)
• «Поймай воздух».
Предлагаем детям взять полиэтиленовые пакеты. Какие они? Спокойно набираем через нос воздух и медленно выдыхаем в пакет, а потом заворачиваем его, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? Почему он стал таким? Чем заполнился пакет?
Вывод: Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять емкости. (Карточка-символ)
Предлагаем детям убедиться, что там находится именно воздух. С помощью зубочистки осторожно прокалываем мешочек. Поднесём его к лицу. Что вы чувствуете? Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный; его можно почувствовать кожей (Карточка-символ)
• «Увидеть воздух»
Предлагаем детям подумать, возможно, ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку, проверяем. На дно стакана прикрепляем салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваем стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан.
Вопросы: попала ли вода в стакан? Намокла ли салфетка? Что же помешало воде её намочить? А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?
Вывод: Воздух занимает свободное место (Карточка-символ)
6. Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)
Дыхательная гимнастика полезна для нашего здоровья?
Вывод: Дыхательная гимнастика полезна - наши легкие наполняются кислородом.
• «Чистый воздух»
А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? Предлагаем детям посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Воспитатель проводит опыт: Зажигает две свечи, одну из них закрывает банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха. Что происходит? Почему свеча в банке погасла? Предлагаем детям понюхать, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.
Вывод: Только чистый воздух полезен для здоровья.
7. Ситуативная беседа «Воздух всем необходим, без него нет жизни»
Вы справились со всеми заданиями. Но Воздушарик ещё не вернулся, а всё потому, что мы не ответили ещё на один вопрос: «Что делать, чтобы воздух был чистым?»
Здоровье человека зависит и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Предлагаем детям рассмотреть картинки. (Изображение города и деревни). Где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? Растения и деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле.
Вывод: Чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.
8. Итог. Выполнение игрового задания «Экологический светофор»
Под запись песни «Цветные сны», появляется Воздушарик. Дети берут со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. На вопросы вместо ответа нужно показывать кружки. Если согласны - зеленый кружок, если не согласны- красный.
Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздухом дышат люди и животные.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Человек может жить без воздуха.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета.
Воздух тяжелее воды.
Воздух можно почувствовать.
Воздух можно услышать.
Воздух имеет свою форму.
Воздушарик дарит подарки – воздушные шарики, за хорошие знания детей.