Елена Бондарчук
Занятие по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Над рекой Ангарой стоит город родной…»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Над рекой Ангарой стоит город родной…»
Подготовила: Бондарчук Елена Михайловна
воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44
Цель: создание условий для знакомства детей старшего дошкольного возраста с городом Иркутском и его достопримечательностями в ходе познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Занятие по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Над рекой Ангарой стоит город родной…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Закреплять и расширять знания детей о родном городе, его достопримечательностях;
Продолжать работу по обогащению словаря детей новыми словами (турист, острог, посол, виртуальная экскурсия).
Развивающие :
Развивать интерес к истории своего города;
Развивать память, мышление, любознательность, связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес, любовь к родному городу.
Форма проведения:
Виртуальная экскурсия по улицам родного города Иркутска «Юный экскурсовод».
Форма организации детей:
Фронтальная, подгрупповая.
Предварительная работа:
Беседы: «Наша Родина Россия», «Символика Иркутска», «Любимый уголок в городе», «Я – горожанин»;
Рассматривание иллюстраций, открыток и фотографий с изображением г. Иркутска, карт и схем города; Просмотр видеоролика «Иркутск любимый город»;
Чтение художественной литературы («Мой горд вырос из острога», «Сказки и рассказы с берегов Байкала и др., разучивание стихов о родном городе, отгадывание загадок);
Дидактические игры по теме занятия;
Прослушивание музыкальных произведений.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование;
Презентация (виртуальная экскурсия) «Путешествие по родному городу Иркутску»;
Дидактические игры «Найди и собери правильно герб и флаг города Иркутска», «Собери пазлы и узнай место в городе?»;
Презентация «Любимый Иркутск – середина земли»;
Записи песен об Иркутске;
Заготовки разрезной открытки с изображением нерпы, клеевые карандаши, клеёнка, салфетки;
Коробка «Таинственный сундучок» муляжи продукции и техники, изготавливаемой в г. Иркутске (молоко, конфеты, самолёт)
Ход занятия.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-Земля!
Здравствуй, Родина моя!
Воспитатель обращает внимание детей на слайды, сменяющиеся на экране.
Воспитатель: Наш город красив, имеет богатую историю, древние культурные традиции. Каждый день к нам приезжают сотни туристов и гостей.
- Скажите, каким видом транспорта можно доехать до Иркутска? (воздушным, водным, железнодорожным, наземным)
Воспитатель: Правильно.
- Каждый день автобусы прибывают… дети договаривают (на автовокзал).
- Самолёты приземляются… (в аэропорту).
- В судоходный период катера и яхты причаливают… (в речном порту).
- А поезда прибывают… (на железнодорожный вокзал).
Воспитатель: Послушайте (раздаются звуки вокзала, только что в Иркутск прибыла очередная группа туристов. Главное, чтобы они ни потерялись в привокзальной толчее. Я так и знала (огорчённо, посмотрите, один турист отстал от своей группы (на экране появляется памятник туристу). Давайте выступим в роли экскурсоводов и расскажем о нашем городе.
- Согласны?
Воспитатель: Тогда давайте повяжем шарфики, чтобы ни потеряться в дороге.
Дети читают стихотворение
Мой дивный край – родная сторона,
Твои глаза полны Байкала сини.
Родной Иркутск – сибирская земля,
Ты середина матушки России.
Людьми своими славился всегда,
Делами их, душевностью и силой.
Суровый край – родная сторона,
Ты середина матушки России.
Ты стариною зодчества красив,
Резьбой узоров и небесной сини,
Таёжный край – Иркутская земля,
Ты середина матушки России.
Когда звонят твои колокола,
В их перезвоне благовеста сила.
Родной Иркутск – ты Родина моя,
Ты середина матушки России!
Воспитатель: Посол Руси в Китай Спафарий
Иркутск, увидев, молвил, что ж
Острог сей, новый государев строением зело хорош.
(на экране появляется Иркутский острог)
«Блиц – вопросы»
Как называется край, в котором мы живем? (Сибирь)
На какой реке расположен наш город? (Ангара)
Кто основатель иркутского острога (Яков Похабов)
Из чего был построен острог (из дерева)
Первое каменное здание (Спасская церковь)
(правильные ответы появляются на экране)
Воспитатель: Шли годы, Иркутск получил статус города, а значит, у него появились государственные символы: герб, флаг.
Дети делятся на подгруппы.
«Сложи герб и флаг города» - из предложенных деталей, дети выбирают нужные и выкладывают современный герб и флаг Иркутска.
- Кто изображён на гербе города?
- Что символизируют цвета флага?
Подвижная игра: «Каменный бабр»
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Бабр на камне любит спать.
Будем годы мы считать,
Год спит, два спит.
Двадцать лет подряд храпит.
Как пройдёт сто пятьдесят,
Бабр начнёт ловить ребят.
Раз, два, берегись!
В лапы бабру не попадись!
Воспитатель: Ребята, а вы любите свою малую родину?
Давайте расскажем нашему гостю об этом, с помощью пословиц, я скажу начало пословицы, а вы закончите.
«Доскажи пословицу»
- Всякому мила… (своя сторона)
- Нет в мире краше… (Родины нашей)
- Дома и стены … (помогают)
- За морем теплее, а у нас … (светлее)
Дети читают стихотворение
Люблю тебя Иркутск,
В любое время года:
Зимой, когда тебя укутали снега,
И осенью, когда такая непогода,
Стучит мне дождь в окно,
И из дому не выйдешь никуда.
Люблю тебя весной,
Когда ты светлый, чистый.
Люблю по вечерам,
В мерцающих огнях…
Мы знаем, что здесь в ссылке
Были декабристы,
И память сохраним о них в веках.
Люблю домишки старые,
Массивы новостроек,
Церквей златые купола…
Мне дорого здесь все,
Здесь родилась, живу я.
Иркутск – мой город, моя Родина,
Моя любимая земля.
Воспитатель: Давайте проведём гостя по нашему городу. Отгадайте загадку и узнаете, где мы сделаем первую остановку.
Музыку услышишь в нем,
Песни, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех. (театр)
Воспитатель: В Иркутске много театров: музыкальный, ТЮЗ, кукольный, драматический
Воспитатель: Продолжаем экскурсию.
В нём картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные,
Но покупать их, не позволят
Не потому, что много стоят,
Ведь это – клад страны моей.
Не магазин здесь, а …. (музей)
Давайте расскажем нашему гостю какие музеи есть в нашем городе.
- Какой известный вам музей расположен на улице Советской?
(Музей – усадьба Сукачева)
- Что хранится в краеведческом музее? (Предметы старины)
- А в этом здании находится музей?
(Истории города Иркутска)
«Экспонаты перепутались» После большой выставки в организации, которой участвовали: «Музей истории города Иркутска», «Художественный музей», «Музей – усадьба Сукачёва» некоторые экспонаты потерялись. Давайте вернём их.
Дети делятся на подгруппы распределяют «экспонаты» по музеям (картины- в художественный музей…)
Воспитатель: Нашему гостю очень понравилась экскурсия. Он – тоже приготовил для вас одно задание.
«Таинственный сундучок»
В нём находится продукция предприятий нашего города.
1. Молоко
2. Самолёт
3. Конфеты
Воспитатель: Правильно. Молочная продукция, кондитерские изделия, самолёты и многое другое выпускаются на предприятиях нашего города.
Рефлексия
Воспитатель: Наша виртуальная экскурсия подошла к концу. Что запомнилось больше всего? Что можно сделать, чтобы туристы вспоминали наш город, когда уедут из него?
Может быть, сделаем нашему гостю подарок на память о сегодняшнем путешествии, вот такую красивую открытку.
Дети собирают и наклеивают открытку-пазл по номерам с изображением нерпёнка держащего Байкал.
Воспитатель: Спасибо, ребята! Вы сегодня просто молодцы.
Список используемой литературы:
1. Козлов И. И. Путеводитель по Иркутску. – Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982.
2. Ладик Л. А. Свидание с Иркутском. – Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство,1991
3. Подборка: Детский журнал «Сибирячок»
4. Александрова Е. Ю. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 112 с.
5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2013. – № 6. С. 45 – 55.
6. Крупка, Т. И. Ознакомление дошкольников с малой родиной / Т. И. Крупка, Л. Ф. Самборенко // Воспитатель ДОУ. – 2016. – №3. – С. 56 – 66.
7. Лукьянова О. Л. Виртуальные экскурсии при ознакомлении дошкольников с родным городом // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – №4.