Татьяна Суслова
Занятие по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Донское подводное царство-богатое государство.»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
"Донское подводное царство -- богатое государство"
Подготовила: Т. В. Суслова, воспитатель МБДОУ "ЦРР-детский сад №21"
Тема: "Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством познавательной деятельности".
Публикация «Занятие по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, „Донское подводное царство-богатое государство,“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Приоритетное направление (образовательная область) в соответствии с ФГОС ДО: "Познавательное развитие интегрируется с направлениями: "Речевое развитие, "Художественно-эстетическое развитие".
Цель: формирование стремления к познанию окружающего мира, который начинается с изучения родного края.
Задачи:
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления;
- развивать экологическую культуру: понимать влияние человека на состояние водоемов;
- воспитывать бережное отношение к объемам живой природы Донского края.
Предполагаемый результат: сформировать представления о важности воды в жизни людей и всего живого; пополнить знания детей об обитателях водоемов Донского края; дети знают названия некоторых обитателях водоемов, отвечают на вопросы о них; проявляют интерес к окружающему миру природы; принимают активное участие в продуктивной деятельности, используя приобретенные умения.
Методы:
наглядный: наблюдение, просмотр иллюстраций, мультимедийных презентаций.
словесный: проблемные вопросы, способствующие познавательной и речевой активности, использование художественного слова.
практический: совместные действия воспитателя и ребенка.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, художественная.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентации "Водоемы Донского края" и " Обитатели водоемов".
Материал: карта мира, ростовской области, глобус, картинки с изображением водоемов Ростовской области и обитателей водоемов, ножницы, цветная бумага, клей, кисти, салфетки.
Ход деятельности.
В: Здравствуйте ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна, я приехала к Вам из детского сада "Золотая рыбка". Сегодня предлагаю Вам вместе поиграть и узнать что-то новое. Мне кажется, что все дети любят отгадывать загадки. А вы любите? (предполагаемые ответы детей.) Я вам приготовила одну и хочу вам ее загадать:
Ни затылка, ни лица,
Ни начала, ни конца.
Знает каждый млад и стар,
Что она огромный шар.
Что это?
(Дети отвечают, что это земля.)
В: Ребята, сегодня к вам я пришла с одним предметом подскажите, пожалуйста, он вам знаком, что у меня в руках?
Д: Глобус.
В. Да, верно это маленькое изображение нашей планеты.
В: Внимательно посмотрите на глобус и скажите, какого он цвета?
Д: Глобус разноцветный: есть зеленый, голубой, коричневый, желтый цвет.
В: Ребята хотите проведем эксперимент? Давайте сейчас раскрутим глобус и посмотрим изменится ли цвет у него?
(Предлагает ребенку сильно раскрутить глобус)
В: обратите внимание, что цвет глобуса изменился. Как вы думаете почему?
Д: Потому, что на глобусе голубого цвета больше, чем зеленого, желтого, коричневого.
В: Правильно! Что же обозначают на глобусе голубым цветом, как вы думаете?
Д: Голубым цветом обозначают на глобусе реки, моря и океаны.
В: А скажите, везде ли одинаково окрашены реки, моря и океаны? Почему?
Д: Нет, потому что одни очень глубокие, а другие мелкие.
В: А если все изображенное на глобусе мы перенесем на ровную поверхность, что у нас может получится?
Д: Получится карта. (Рассматривают "Карту мира", " Карту Ростовской области".)
В: Действительно, получится карта нашей планеты Земля. Карта мира очень большая, а это наша область и где-то здесь (показ точного места) находится и наш город, в котором мы с вами живем. Напомните мне, пожалуйста, как он называется?.
Д: Город Шахты.
В: Правильно. Ребята, кто помнит, как называется область, где расположен наш город?
Д: Ростовская область.
В: Предлагаю внимательно рассмотреть карту нашей области. Посмотрите здесь отмечены города, поселки, станицы, хутора, есть озера, много рек.
В: Ребята, кто-нибудь знает какие реки и водоемы есть в нашей области?
Посмотрите на экран, я вам приготовила фотографии некоторых водоемов области (Далее рассматривают слайды, на которых фото с изображением рек, озер нашей области. Воспитатель сопровождает показ комментариями. Дети называют знакомые водоемы:(река Дон, Азовское море.) Воспитатель дополняет ответы детей новыми названиями водоемов (река Аксай, озеро Маныч и т. д.)
В: Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужна вода?
Д: Без воды человек не может жить. Мы пьем воду, купаемся в ней.
В: А вода нужна только людям?
Д: Не только людям. Без воды погибает все живое на планете: животные, насекомые, растения и т. д. Воду нужно беречь.
В: Как мы с вами можем ее беречь?
Д: Не бросать мусор в водоемы, закрывать за собой кран.
В: Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не может
Птица, зверь и человек,
и поэтому всегда
На Земле нужна вода!
В: Ребята, вы знаете главную реку в нашем Донском крае? Верно
река Дон. И у нее есть свои обитатели. А чтобы узнать кто они, я предлагаю вам разгадать загадки:
1. Ноги-ласты зелены,
Пруд- ее "избушка",
Пища- злые комары, Это же. (Лягушка.)
2. Ползет наоборот,
Задом на перед
Все под водой
Хватает клешней. (Рак.)
3. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает? (Щука.)
4. На дне тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
5. До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба словно еж?
Догадались - это. (ерш.)
6. Он всеядный и большой,
Скрытый серой чешуей.
Ил его любимый скраб.
Как зовется рыбка?. (карп.)
В: Ребята, мы с вами вспомнили сколько разных обитателей живет в реке Дон.
Дон - широкая река,
Полноводна, глубока!
Люди на Дону живут,
Казаками их зовут.
В: Казаки издавна не только хорошие воины, охотники но и отличные рыболовы. Рыба на столе у казаков частое блюдо: рыбу жарили, солили, делали пироги, варили уху. Говорили: если отец рыбак, то и сыновья в воду глядят. Казаки хорошо трудились, но и любили после работы отдохнуть. И я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в игру и немного побыть рыбаками т. к.
игра наша называется "Рыбаки".
В: Молодцы, хорошо вы играли, теперь вам эта игра знакома и вы дальше в группе будете в нее играть.
В: Ребята, мы с вами говорили о том что нужно беречь воду и водоемы и я хочу предложить игру, где нужно быть очень внимательным.
Проводится игра "Береги природу".
На столе размещены знаки изображающие птиц, зверей, дерева, воды и солнца. Воспитатель убирает одну из картинок и дети должны рассказать, что произойдет с остывшими живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем картинку с изображением воды - что будет с животными, человеком растениями и т. д.
В: Ребята, хотите с вами сделаем свой водоем, и заселим его сказочными рыбками? Водоем я уже приготовила, ну а рыб мы с вами сейчас сделаем своими руками.
Оригами "Рыбки"
В: Молодцы, оригинальные у вас получились рыбки, я предлагаю выпустить их в наш водоем, для этого приклейте их там где вы хотите.
В: В завершении нашей встречи, хочу вам сказать спасибо за наше общение и на память о нашей встрече хочу подарить вам и нашим гостям небольшие сувениры на память. Я работаю в детском саду "Золотая рыбка" и поэтому хочу вам подарить золотых рыбок,которые вы можете повесить на новогоднюю елку, загадать ей свое желание и оно обязательно исполнится.