Потёмка Марина Викторовна
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство Чёрного моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развивать творческую активность детей, мелкую моторику рук. Закреплять представления об обитателях подводного мира. Продолжать знакомить с профессией археолога. Воспитывать желание по-доброму относится к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать. Научить детей пользоваться фильтром. Закреплять умение участвовать в совместной игре.
Активизировать словарь: археолог, раскопки, фильтр, морской ёж, морская звезда, осьминог, краб, коралл, жемчужина, замок, турист
Оборудование.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в подводное царство Чёрного моря“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4 круга с нарисованными буквами; емкость с песком; замок; инструменты: кисти, совочки; фонограмма «шум моря»; емкость с водой; камешки, ракушки, тренажеры-«осьминоги»; картинки с изображением морских обитателей; большая раковина с бусинкой; фильтры (по количеству детей); ведро; запись голоса рыбки; одежда для Нептуна, туристов; корзина для мусора, пакет; голубая ткань; банка с грязной водой.
Предварительная: работа.
Беседа об обитателях Черного моря; знакомство с профессией археолога; беседы о море, о роли человека в жизни Черного моря; беседа о фильтрах.
Ход занятия.
Воспитатель.
Мне ладони покажите - Правую и левую!
В кулачок скорей сожмите Пальчики умелые.
Разожмите. рассмотрите.
И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам., дети,
Ловкие ладошки эти?
Дети отвечают.
Воспитатель.
Посмотрите на свои руки! У мальчиков они крепкие, сильные, у девочек - нежные, ласковые. И у всех вас - умелые и трудолюбивые.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, во время которого нашим рукам придется потрудиться. Куда же мы отправимся? Нам подскажут волшебные картинки.
На столе лежит 4 круга. Детям нужно стеками счистить слой краски и воска, под которым нарисованы буквы.
Воспитатель.
Что же это за буквы?
Дети.
Буквы О, Р, М, Е.
Воспитатель.
В нем соленая вода, Ходят по нему суда.
Летом взрослые и дети Ездят отдыхать туда.
Что же это?
Составим слово-отгадку из наших букв.
Составляем слово «море».
Воспитатель.
Значит, мы с вами отправляемся в далекий путь к морю.
Дети проходят вдоль столов, подходят к емкости с песком, в котором закопан макет замка.
Воспитатель.
Перед нами возвышается холм. Интересно, что он таит в себе? что там можно найти?
Дети.
Разные предметы, древние орудия труда, посуду, целый город.
Воспитатель.
Как называют ученых, которые ищут древние предметы?
Дети.
Археологи.
Воспитатель.
Зачем они это делают?
Дети.
Археологи хотят узнать, как жили люди раньше.
Воспитатель.
Какими инструментами пользуются при проведении раскопок?
Дети.
Маленькими лопатками, щетками, кистями, скребками.
Воспитатель.
Зачем археологи используют кисти и щетки? Как следует обращаться с находками?
Дети.
Ученые откапывают предметы осторожно, чтоб не повредить их, а затем счищают песок кистями и щетками.
Воспитатель.
Давайте возьмем инструменты. Может быть, и мы найдем что-нибудь интересное.
Используя кисти, дети очищают макет от песка.
Воспитатель.
Это старинный замок. Когда-то его построили на берегу моря. Прошли века, его засыпало песком. Мы с вами провели раскопки, и теперь все могут любоваться замком. А мы продолжаем путешествие.
Звучит фонограмма «Шум моря». Дети подходят к емкости с водой. Воспитатель.
По песчаному берегу мы ПОДОБИИ к морю. Послушайте, как оно шумит. Тревожно, таинственно. Опустите руки в воду. Что вы чувствуете? Что видите?
Дети.
Вода прохладная, на дне мелкие гладкие камешки.
Дети перебирают камешки, играют с водой. По окончании вытирают руки полотенцами.
Упражнение на релаксацию
Воспитатель.
Представьте себе, что мы возле моря, на морском берегу, набегающие волны ласкают наши ноги. Нам дышит ся легко и свободно. Вода чиста и прозрачна Мы отдыхаем.
Все умеют танцевать,
Бегать, прыгать, рисовать.
Но не все пока умеют Расслабляться, отдыхать Есть у нас игра такая Очень славная:, простая:
Замедляется движенье –
Исчезает напряжение.
И становится понятно:
Расслабление приятно!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Реснички опускаются,
И глазки закрываются.
Будто мы лежим на Морском берегу.
Светит солнышко сейчас,
Руки теплые у нас,
Ярче солнышко сейчас - ножки теплые у нас.
Мы спокойно отдыхаем Сном волшебным засыпаем.
Дети, лежа по кругу выполняют упражнение.
Воспитатель.
Ребята, мы с вами отдыхаем на морском берегу. А вам хочется побывать на дне морском? (Ответы) Сейчас закроем глаза, произнесем волшебное заклинание: крибле, крабле, бум! Открывайте глаза. Видите, как здесь красиво, интересно, необычно, сколько плавает маленьких рыбок вокруг.
На ткани голубого цвета л ежит камень с тренажерами-«осьминогами».
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, кто это притаился под камнем?
Дети.
Маленькие разноцветные осьминоги.
Воспитатель.
Они смотрят на нас, наверное, котят, чтобы мы с ними поиграли.
Каждый ребенок надевает на палец резинку, к свободному концу которой прикреплен осьминог, играет с ним.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Я веселый осьминог,
У меня так много ног,
Чтоб удобно было мне Жить среди камней, на дне.
Сильным, ловким быть стараюсь,
Приседаю, поднимаюсь,
С рыбкой в танце закружусь И на камни опущусь.
Дети снимают «осьминогов» с пальцев.
Воспитатель.
Осьминоги прячутся среди камней. Кого еще мы можем встретить на морском дне?
Показываю изображения морских обитателей. Например, «Это морской ёж, он покрыт колючими иглами» и т. д.
Воспитатель.
А какие здесь красивые кораллы! На что они похожи?
Дети.
На деревья, кустарники.
Воспитатель.
Между кораллами лежат раковины. Попробуем раскрыть одну из них, посмотрим, что там. Бусинка-жемчужина! За блеск и красоту жемчуг называют «слезами моря». Его используют для изготовлений украшений.
Нептун (внезапно появляясь).
Как вы посмели потревожить меня в моем царстве?
Воспитатель.
Хотя и грозен царь морской., но гнев нам его не страшен, коленки у нас со страху не трясутся.
Нептун (поласковей).
Я вижу, смелые вы, но все-таки я умнее вас, потому что знаю все моря и океаны мира, их тайны, которые не знаете вы. Вот вы живете на берегу Черного моря, а что вы знаете о нем?
Нептун задает вопросы.
• Почему море называется Черным?
• Какой обитатель моря называется так же, как животное на земле?
• Что можно сковать о воде Черного моря?
• Для чего морю нужны водоросли?
• Какие используются водоросли?
• Назовите рыб, которых вы знаете.
• Кто это? (Дельфин, акула, кит и т. д. - показывает картинки).
Дети отвечают на вопросы, а воспитатель помогает.
Нептун.
Много знаете! Много! Ну. а на этот вопрос вы ни за что не ответите. Что же должен делать человек в жизни моря, его охране?
Дети отвечают.
Нептун.
Ребята, вы такие умные, добрые. Мне очень нужна ваша помощь! Посоветуйте, помогите: в одном из моих водоемов живет золотая рыбка, ей очень плохо, тяжело, потому что вода в водоеме очень грязная, посмотрите, какая (достает банку с водой). Если вы мне и моей золотой рыбке не поможете, она погибнет, а вместе с ней погибнут и другие морские обитатели. Что же делать?
Дети.
нужно воду очистить, отфильтровать!
Воспитатель.
Мы с вами попробуем очистить воду с помощью фильтра.
Эксперимент.
Воспитатель.
Рассмотрите внимательно все, л то лежит на столах (вата, камешки, песок и т.)
Дети помещают в воронку самые разнообразные материалы, наливают в нее грязную воду, очищают, процеживая. Дети, у которых получилось очистить воду, рассказывают, с помощью чего они это делали и как.
Воспитатель.
Любой ли материал пригоден для очистки воды, почему? Какой стала вода после очистки, смогут ли в ней жить обитатели моря? Вода стала чистой, но этого еще недостаточно, для того чтобы вода превратилась в «живую», каждый из вас должен подойти к ведерку с водой и произнести пожелание воде, золотой рыбке и ее друзьям. (например. «Хочу, чтобы Человек всегда думал перед тем, что делает, и чтобы вся наша вода, которую мы отфильтровали, перешла во все реки, моря и океаны», «Чтобы все реки и воды всегда были чистыми», «Чтобы Рыбка простила человека, а он всегда использовал фильтры»).
Звучит запись голоса Рыбки.
«Дорогие ребята, спасибо вам, вы спасли не только меня, но и всех моих друзей».
Появляются туристы.
Туристы.
Вот местечко куда!
Очень чистая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!