Панкова Елена Александровна
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности совместно с родителями для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Лаборатория профессоров Почемучкина и Всезнайкина
Цель: учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения, привлечь внимание детей и родителей к такому виду деятельности как экспериментирование.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания детей о свойствах воды;
дать знания о том, что воздух легче и сильнее воды;
показать родителям, как находить ответы на вопросы детей о неживой природе посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности совместно с родителями для старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать у детей любознательность, познавательный интерес;
активизировать речь, мышление, память;
способствовать развитию умения формулировать гипотезу, находить способы ее проверки и делать выводы;
развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
формировать устойчивый интерес к опытно - экспериментальной деятельность.
Воспитательные: воспитывать желание соблюдать правила безопасного поведения в лаборатории;
стимулировать активность, умение работать в коллективе;
способствовать благоприятному укреплению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной деятельности.
Оборудование и материалы: столы, накрытые клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, соломинки для сока, 2 апельсина, 2 сырых яйца и 2 варёных, воздушный шарик, мерные ложечки, пипетки, сироп, сок, растительное масло.
Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей и родителей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих.
Ход занятия:
Профессор Почемучкин: - Здравствуйте, ребята! Мы очень рад вас видеть в нашей лаборатории. Я – профессор Почемучкин, а это мой коллега профессор Всезнайкин -мы волшебники в седьмом поколении.
Хором: Творим и вытворяем, на вопросы отвечаем!
Профессор Всезнайкин: Вижу к нам пришли вы не одни. Кто пришел с вами, ребята? (родители) Так-так-так… Что же делать? (обращается к родителям) Лаборатория у нас детская, а Вы такие большие! Что, дети, будем делать с вашими родителями? (ответы)
Предлагаем превратиться им в детей – задорных мальчишек и девчонок! Согласны? Но, для этого надо сказать волшебные слова:
Хором: В руки палочку возьмём
К волшебству мы призовём,
Чудо в гости к нам придет,
В детства мир нас унесет.
Глазки крепко закрываем
Дружно все со мной считаем:
Раз, два, три, четыре
Взрослых в деток превратили.
Профессор Почемучкин: Ну, вот, вы теперь все дети!
У нас с профессором Всезнайкиным много не подтверждённых гипотез, с которыми мы сами ну никак не можем справиться. Что же делать на ребята, кто же может нам помочь? (ответы детей)
Добро пожаловать в мир науки и открытий!
Профессор Всезнайкин: Только для начала вспомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- вставать с места
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
Профессор Почемучкин: Скажите, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (отвечают)
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у нас первая загадка:
В этом зале очень много,
Но мы этого не видим? (Дети отвечают)
У меня есть гипотеза, что воздух нельзя увидеть, услышать и почувствовать его запах. А вы бы хотели увидеть свойства воздуха?
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этом зале увидят воздух.
Мне нужны два помощника.
(Выбирает двух детей из зала, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой. Пока дети дуют, обращается с вопросами).
- Что мы видим? ( Дети: Пузырьки воздуха, воздух)
- Откуда берется этот воздух? ( Дети: Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)
- Куда исчезают пузырьки воздуха? ( Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в обратно в кабинет)
- Какого цвета воздух? ( Дети: Никакого, воздух прозрачный)
- Можно ли услышать воздух? ( Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты. Предлагает одному ребенку надуть шарик, а затем выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук. Дети смеются).
- Что мы слышим? ( Дети: Воздух)
Профессор Всезнайкин: Ребята, а давайте представим, что мы в лесу: закройте глазки,какие запахи мы можем почувствовать? Чем пахнет воздух на кухне, где мама готовит что-то вкусненькое? (Дети отвечают)
- А чем пахнет воздух в этом пакете? ( Дети: апельсинами).
- Значит, что лежит в этом пакете? ( Дети: апельсин, открывает пакет, в нем лежат апельсиновые корки).
- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (вытрясает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).
Почемучкин, опять ты съел апельсин? (Почемучкин смущается)
-Апельсина нет, корочек нет, почему же пахнет апельсинами? ( Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).
- Вы любите апельсины, а ещё какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети отвечают).
- Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются).
- А, что надо мыть? Уши? Шею? ( Дети: руки).
- Это, да! Но профессор Умелкин мне говорил про что-то другое. Надо хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи. Так, что прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть.
Профессор Почемучкин: Руки не забудь вымыть…
Профессор Всезнайкин: А почувствуйте, чем пахнет воздух у нас в кабинете? Ничем.
Какой мы можем сделать вывод? (Что у воздуха нет запаха)
Профессор Почемучкин: А можем ли мы, не проводя опыты увидеть воздух, определить цвет и почувствовать его запах? НЕТ
Ребята, у нас с профессором Всезнайкиным есть дневник, в котором мы фиксируем все проведённые опыты и наблюдения. И теперь нашим помощниками, которые участвовали в опытах, мы предлагаем зафиксировать свойства воздуха. Давайте их вспомним (что у воздуха нет цвета, запаха, мы его не можем увидеть и услышать) Значит наша гипотеза была верной. (Дети работают вместе с родителями)
Ребята, а у нас следующая загадка:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Правильно! Человек научился не только плавать сам, но и придумал много плавательных предметов. А вы плавать умеете? А что вам помогает не утонуть? (привести к ответу – круг) Почему он не тонет? (там воздух) Вы уверены? А мы сейчас это с вами докажем
Профессор Всезнайкин: Выносятся две прозрачных емкости с водой. Приглашаются для проведения эксперимента два ребенка с родителями. На руки надевают латексные перчатки.
- Посмотрите, у меня два апельсина. Один очищен, а другой нет.
Давайте попробуем их утопить!
Дети и родители пробуют утопить их руками.
- Что мы видим? Один апельсин в кожуре плавает, а другой без кожуры утонул! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки)
Профессор Почемучкин: Ребята, а у воды есть вкус и запах? (ответы)
А давайте это проверим, перед вами стоят стаканчики с водой, попробуйте на вкус воду. Какая она?
А теперь проверим ее на запах. Пахнет чем-то вода? Нет. А это значит, что у воды нет запаха. А каким цветом вода? Прозрачная
Выдвигаем следующую гипотезу: воздух легче воды, поэтому апельсин в кожуре плавал на поверхности воды, а очищенный опустилась на дно. У воды нет вкуса и запаха и цвета.
Фиксируем доказанные нами свойства воды, для нашего с профессором дневника.
Профессор Всезнайкин: Ребята вы не устали?
У нас с профессором есть ещё помощники, без которых мы не всегда можем справиться. Это фиксики. Вы их знаете? И они нам предлагают отдохнуть. (Танец фиксиков)
Профессор Всезнайкин: Ну, а следующее чудо покажется вам вообще невыполнимым. Нужно налить три жидкости в сосуд так, что бы они ни смешались.
Попробуем справиться с этим заданием. (Вызывают одного из родителей) Возьмем жидкое мыло, нальем на дно сосуда, потом подкрашенную воду, а сверху нальем растительное масло. Все эти жидкости образовали свой слой и не перемешались. Как вы думаете, почему так произошло? (Высказывание гипотез.) (это происходит из-за разной плотности жидкости.)
Правильно. Самое тяжелое у нас мыло жидкое, самое легкое масло, которое стремится наверх, а между ними заняла место подкрашенная вода. Так как жидкости разной плотности не смешиваются.
Зафиксируйте, пожалуйста, данную гипотезу.
Профессор Почемучкин: У меня есть ещё один эксперимент. Ребята, а кто сможет среди яиц найти сырое, не разбивая его. А как понять, где сырое, а где вареное?
У вас на столах лежат яйца, два из которых сырые, а одно вареное. Попробуйте их
покрутить на столе, и все ли они одинаково себя ведут?
(Дети крутят яйцо на столе. Отварные яйца крутятся, а сырые нет.)
Это происходит потому, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
Определите, где на картинке у нас яйцо с постоянным центром тяжести, а где нет?
Нам эти картинки тоже пригодятся, для нашего дневника. (Вывешивают на магнитную доску)
Профессор Всезнайкин: Давайте проверим, как наши помощники зафиксировали проведённые опыты. (Прикрепляют схемы на магнитную доску). Повторяют подтвержденные гипотезы. А какой из опытов понравился больше всего и удивил вам? А что-то новое узнали? (Дети отвечают)
У профессора Почемучкина звонит телефон. Он отвечает на звонок и объявляет детям, что им срочно надо идти на научную конференцию.
Профессор Всезнайкин: Прощается, вспоминает, что нужно родителей-детей снова превратить во взрослых.
Профессор Почемучкин: Спрашивает желание детей. Произносят волшебные слова:
В руки палочку возьму
Волшебство я призову.
Глазки крепко закрываем
Дружно все со мной считаем:
Раз, два, три, четыре, пять
Взрослыми желаем стать.
Профессор Всезнайкин: Мы желаем вам продолжить экспериментировать дома вместе со своими родителями, открывать законы природы и мироздания! А для этого мы приготовили для вас буклеты, где описаны разные опыты в домашних условиях. Но не забывайте о правилах безопасности. До новых встреч, друзья!