Светлана Тушинская
Занятие по половому воспитанию «Путешествие в страну мальчиков и девочек» для детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие в страну мальчиков и девочек.
Разработала и провела: Светлана Викентьевна Тушинская
Цель: Закрепление и упорядочение знаний детей о себе, как представителях определенного пола.
Задачи:
Обучающая:
Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку.
Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре.
Развивающая:
Публикация «Занятие по половому воспитанию „Путешествие в страну мальчиков и девочек“ для детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.
Воспитательная :
Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе
Формировать толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав на выбор мальчиков и девочек.
Материалы:
• Набор фигур для игры «Собери картинку» (девочка и мальчик);
• скакалки;
• конверт с листочками (качества девочек и мальчиков);
• «Цветик-семицветик» из бумаги;
• браслеты для мальчиков и девочек;
• рисунки - раскраски рыцаря и дамы;
• фломастеры и цветные карандаши;
• коллаж «Город Дружба»;
• два платка.
Оборудование:
• запись падающих кирпичей, разрушающейся стены, песни «Из чего же, из чего же…»;
• компьютер, колонки;
• презентация по ходу занятия.
Ход занятия:
1. Игра «Ветер дует на тех…»
Воспитатель : Добрый день! Мне приятно видеть вас сегодня на нашем занятии. Перед тем, как начать его, я приглашаю вас встать в круг и поиграть.
Я буду говорить, на кого дует ветер, а тот, кого назвали, качается как дерево. (Воспитатель показывает движения)
Ветер дует на тех, кто…
- учится в 1 классе;
- у кого есть братья;
- у кого есть сестры;
- кто любит мороженое;
- кто любит поспать;
- кто носит платье;
- кто любит рыбачить;
- кто носит бантики и резиночки;
- кто любит играть в футбол;
- кто любит читать;
- кто любит смотреть телевизор;
- кто любит играть на компьютере.
Воспитатель : А теперь ветер дует на девочек, и они садятся на свои места первыми. Ветер дует на мальчиков, и я предлагаю им тоже сесть на свои места.
Скажите, пожалуйста, почему в нашей игре мы предложили девочкам первыми занять свои места? (По правилам хорошего тона, воспитанные мальчики всегда уступают место девочкам).
2. Упражнение «Собери картинку»
Воспитатель : Правильно, молодцы, а теперь перейдем к следующей игре. Разделимся на 2 группы.
На столах перед вами лежат наборы фигур. Ваша задача - составить из них картинки.
(Звучит музыка «Из чего же, из чего же…»).
(Дети собирают фигуры. Силуэт девочки собирает 1 группа, силуэт мальчика 2 группа).
Воспитатель : Расскажите, какие фигуры у вас получились? (Ответы детей).
Кто может сказать, о чем мы будем говорить на нашем занятии?
(Выслушивает ответы детей).
Воспитатель : Правильно, мы сегодня будем говорить о мальчиках и девочках, об их интересах, любимых занятиях, играх.
Нам с самого детства понятно, что мальчики и девочки отличаются друг от друга. Давайте, перечислим, чем же мальчики отличаются от девочек и наоборот?
(Различия в одежде, внешнем виде, поведении, игровой деятельности).
Воспитатель : Вы правы, ребята, мальчики и девочки отличаются друг от друга и внешним видом, и одеждой, и поведением и даже игрушками. И с этим, конечно же, надо всегда считаться и помнить об этом.
Девочка – это будущая женщина, мама, она заботиться я о своей семье, содержит свой дом в порядке. Мальчик – будущий мужчина, папа, защитник, он никогда не обидит женщину, и всегда готов прийти ей на помощь. Он сильный и берет на себя все трудности, совершает благородные поступки.
3. Путешествие в сказку.
А я знаю, чем все мальчики и девочки похожи друг на друга! Хотите, я вам открою этот секрет? Все мальчики и девочки любят сказки, потому что в них происходят всякие чудеса. Правда? Хотите очутиться в сказке?
Открою вам еще один секрет: этого хотят даже взрослые. И сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку. Путешествие в сказку мы начнем с необычной истории. Внимательно послушайте ее:
Много-много лет тому назад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам. А дамы были очень воспитаны и благородны. В той стране повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Рыцари были смелые и ловкие, а дамы добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились.
Но однажды пролетал над этой страной злой волшебник. Увидел он дружных, веселых и счастливых ребят и закипела в нем злость. Как же так возмутился он, любовь кругом, красота, мир. И задумал он свое злое дело. Он выкрал всех жителей и поселил рыцарей отдельно, дам - отдельно. А между ними поставил высокую-высокую каменную стену. Так появилась страна Дам и страна Рыцарей. Шли годы и все забыли, что когда-то они дружили и жили счастливо. Им было очень тяжело, ведь дамам никто не помогал носить тяжести, не защищал от диких животных, а о рыцарях никто не заботился, никто не учил их хорошим манерам. Так и живут они много-много лет…
Воспитатель : Хотите помочь им соединиться?
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы помочь рыцарям и дамам соединиться? (Победить волшебника, разрушить стену).
Стена между ними очень крепкая, и чтобы разрушить её, нужно выполнить сложные задания. С каждым правильно выполненным заданием, стена будет становиться все тоньше и тоньше. Вы готовы? Тогда в путь!
А) Вот и первое задание игра: «Мальчики и девочки»
Воспитатель : Я сейчас буду бросать мальчикам мяч, а вы расскажите, какие должны быть настоящие девочки. Понятно? (Аккуратные, нежные, ласковые).
- А теперь девочки ответят мне, какими должны быть настоящие мальчики. (Сильные, смелые, ловкие, весёлые).
- Наши девочки приготовили замечательное стихотворение о себе. Давайте послушаем их!
Катя
Мы - девчонки, это значит - скромные, приятные
И во всех делах очень аккуратные.
Любим в кукол и посуду мы с подружками играть
И подснежники весною на пригорке собирать
А поплачем мы немножко - это не считается.
Потому, что мы - девчонки, нам это разрешается.
Воспитатель : Мальчики в свою очередь тоже очень хотят рассказать о себе любимых!
Данил
Пусть плачут сосульки и ржавые вёдра
И мокрые шляпы: кап-кап.
Но мы ведь мужчины реветь без причины
Нельзя нам по чину никак.
Ведь мы же мальчишки, а значит - мужчины.
Мы слёз не покажем никак!
Воспитатель : Да, мальчики и девочки отличаются друг от друга. Девочки стараются быть нежными, часто плачут, не затевают драк, любят возиться с куклами, помогать маме на кухне. А мальчик, который хочет быть сильным, никогда не обидит девочку. Такой мальчик умеет защищать девочек, прощать обиды, помогает носить тяжелые предметы, занимается ремонтом вместе с папой.
Первое препятствие мы с вами преодолели. Слышите, стена начинает разрушаться (звук разрушающейся стены).
2. Игра «Взаимное доверие».
Воспитатель : Впереди у нас новое препятствие. Через пропасть перекинуты два мостика. Для преодоления пропасти мальчики, осторожно придерживая девочек, должны провести их с завязанными глазами по мостику. Давайте попробуем! Мальчики могут помогать девочкам словами, подсказать, где сделать шаг пошире, а где надо повернуть….
(Проводится игра).
Воспитатель : Молодцы, мальчики, вы настоящие рыцари!
- Хочу задать вопросы нашим дамам:
-Катя, как, ты себя чувствовала, когда глаза были завязаны?
- Даша, мальчики вели тебя бережно, уверенно?
- А теперь вопросы мальчикам :
- Данил, как ты ощущал себя, когда вел девочку? (Ответы детей).
- Молодцы, вы доверяете друг другу – это хорошее качество. И вами пройдено еще одно препятствие! Слышите, стена стала еще тоньше?
(звук разрушающейся стены).
3. Обсуждение ситуаций.
Ну, а теперь нас ждет следующее задание. А поможет нам в этом волшебный «Цветик - семицветик». Каждый из вас будет по очереди подходить к цветку, брать лепесток и выполнять задание, которое там написано:
(Дети зачитывают ситуации взаимоотношений мальчиков и девочек и отвечают на вопросы)
- Мальчик и девочка встречаются у двери. Как поступить? (мальчик пропускает, девочка благодарит)
-Мальчики несут стол, девочка замечает, что у них на пути стульчик. Что сделать? (девочка убирает стул, мальчики благодарят).
- Дети спускаются с высокого, скользкого крыльца, у девочки скользкие сапожки, она боится упасть, впереди идут мальчики. Как поступить?
(Мальчики подают руку, поддерживают девочку)
- За обедом Максим быстро съел свой хлеб и не может дотянуться до тарелки. Рядом сидишь ты. Как ты поступишь?
(Подам тарелку с хлебом Максиму)
- После обеда мама просит помочь убрать со стола. Как ты поступишь?
(С радостью согласишься? Скажешь, что сначала поиграешь, а потом всё уберёшь? Откажешься)
- Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Как ты будешь действовать? (Уступишь свой стул? Скажешь воспитателю? Сядешь за стол, не замечая девочки)
- Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты проходишь мимо? Зовешь старшего брата или маму? Сам заступаешься за девочку?
- У мальчика неправильно застегнуты пуговицы на рубашке. Как вежливо предложить свою помощь («Можно я за тобой поухаживать» - «Да, конечно, большое спасибо!»)
- Девочка надевает куртку, рядом мальчик. Как вежливо предложить девочке помощь? («Позволь я тебе помогу» - держит куртку за ворот, помогает надеть на плечи. «Спасибо, ты такой внимательный».
Воспитатель : Я очень довольна вашими ответами! Я думаю, что вы всегда будете относиться друг к другу с вниманием и заботой. Ведь это большая честь – принять помощь от чистого сердца. Если кто-то позаботился, предложил помощь, уступил, утешил, поблагодарите и расскажите о таких ребятах другим людям, чтобы и другие научились быть заботливыми и воспитанными.
Воспитатель : Ребята, мы так великолепно справляемся с заданиями, что камни продолжают падать, стена разрушается. И это очень радует нас, правда?
4. Упражнение «Чьи качества?»
- Ну а нам нужно двигаться дальше. Вот конверт еще с одним заданием.
- Сейчас я буду называть качества мальчиков. Если это качество подходит мальчикам, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами.
* Мальчик : сильный, ответственный, женственный, мужественный, настойчивый, мягкий, трудолюбивый, домашний, умный, застенчивый, решительный.
-Молодцы! Правильно! Мне нравится, как вы сегодня работаете!
- А теперь продолжим игру. Сейчас я буду называть качества девочек. Если качество подходит девочкам, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами.
* Девочка : добрая, скромная, мужественная, грубая, мягкая, женственная, обаятельная, понимающая, ласковая, жесткая, хозяйственная.
- Здорово! Ни одной ошибки! Слышите: стена стала совсем тонкая!
(Звук разрушающейся стены).
5. А для того, чтобы окончательно разрушилась стена, надо выполнить необычное задание: мальчики должны выполнить задание для девочек, а девочки – задание для мальчиков. Я предлагаю мальчикам раскрасить красивую изящную даму, а девочкам - сильного, благородного рыцаря.
(Дети работаю в раскрасках под музыку «Из чего же, из чего же…» Предложить гостям помочь детям раскрасить рисунки).
А теперь, наши прекрасные дамы и благородные рыцари заселяться вот в эту чудесную страну «Дружба». (Создание коллажа Страна «Дружба». Приклеить рисунки дам и рыцарей на лист ватмана)
(Сильный грохот обрушающейся стены).
Воспитатель : Ура! Наконец- то, вы помогли разрушить заколдованную стену между рыцарями и дамами и победили злого волшебника. А помогла нам в этом дружба между мальчиками и девочками.
Вот и подошло время прощаться со сказкой. В заключении мне хочется подарить вам волшебные браслеты. Они помогут вам жить дружно, лучше понимать друг друга. Ведь самое главное, чтобы не было ни ссор, ни ругани между девочками и мальчиками. И тогда каждый день мы будем встречать с улыбкой, и дарить друг другу радость!