Нина Еремина
Занятие по ознакомлению с природой на тему «Три состояния воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Три состояния воды»
Цель:
- закрепить знания о воде как о важном природном ресурсе.
Задачи:
- познакомить детей с состояниями воды : газообразном (пар, жидком и твердом;
- познакомить детей с понятиями и природными явлениями, как водяной пар, радуга, туман; с образование снега, инея; снежинками, сосульками;
- способствовать познавательному интересу к природе и природным явлениям;
- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Предварительная работа:
Публикация «Занятие по ознакомлению с природой на тему „Три состояния воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
- чтение литературы: стихи, пословицы, загадки о воде и ее состояниях;
- опытническая деятельность (дети рисуют опыты в альбомы);
- дидактические игры и упражнения, физкультминутки.
Подготовила и провела: воспитатель группы Кузнецова В. Н.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, послушайте, пожалуйста, загадки и отгадайте, о чем сегодня будем говорить на занятии.
Мы с нею очень крепко дружим, утром моемся под душем.
Она помогает нам чистыми стать, и вымыть полы, и белье постирать.
Правильно, говорить сегодня будем о воде. А какой бывает вода? Ответы детей (холодной, горячей, вкусной, талой, пресной, дождевой, родниковой)
Наша планета без воды была бы мертвой и безжизненной. Планета превратилась бы в каменистую пустыню. А благодаря воде на нашей планете кипит жизнь!
Вода удивительна еще тем, что существует на земле в трех состояниях : твердом (лед, град, снежинка, сосулька, жидком и газообразном (пар).
1. Поговорим о воде в газообразном или парообразном состоянии (слайд 2). Вода превращается в водяной пар, он легкий и невидимый. Водяной пар всегда есть в воздухе. Давайте представим, что мы налили воду в чайник и поставили чайник на плиту. Через некоторое время вода в чайнике закипит и из чайника вырвется струя пара. Это вода нагрелась и превратилась в пар. Осторожно снимем с чайника крышку и вместо нее положим перевернутое блюдце. Некоторое время подержим блюдце вместо крышки, а затем уберем блюдце с чайника и внимательно рассмотрим. Мы заметим на блюдце капельки воды. Это пар, прикоснувшись к холодному блюдцу, превратился в воду.
В воздухе бывает он летом и зимой.
Его мы называем… (пар водяной)
Вот так и в природе : вода испаряется с поверхности рек, озер, прудов, морей, т. е. превращается в пар, который поднимается вверх, попадает в более холодные слои, где частицы пара снова превращаются в мельчайшие капельки воды. Собравшись вместе, они образуют облака. Когда капелек собирается много, они делаются крупными и тяжелыми и выпадают на землю дождем.
Резвый парень босоногий пробежался по дороге.
Он прибил седую пыль, он полил в степях ковыль.
2. Поговорим о воде в жидком состоянии (слайд 3). Она наполняет ручьи и реки, озера и пруды, моря и океаны. Из туч вода попадает на землю в виде дождя (слайд 4). Дожди бывают грибные (моросящие сквозь солнце, грозовые (гремит гром, сверкает молния, ливневые (шумные, сопровождаются сильными порывами ветра, кратковременные (налетит облачко, прошумит дождь и снова небо ясное и чистое, затяжные (идут по несколько часов, а иногда и дней, моросящие (капельки дождя совсем мелкие).
Обычно летом после дождя на небе появляется радуга - очень красивое природное явление (слайд 5).
В каплях теплого дождя заискрилась чешую – семицветная.
И над зеленью ракит в небе радуга горит самоцветная!
После дождя в воздухе висят мельчайшие частички воды. Солнечные лучи преломляются в каждой крошечной капельке, словно в прозрачной линзе. Белый солнечный свет расщепляется на семь цветов, его составляющих : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Один цвет плавно переходит в другой, образуя сказочной красоты ворота.
Осенью небо затягивают сплошные облака, часто идут долгие и грустные дожди. В оврагах и низинах стелется серебристо-белый холодный туман. Туман – крошечные капельки влаги, висящие в воздухе (слайд 6). Туман возникает чаще всего там, где сыро и в воздухе много воды : над реками, озерами, болотами. Туманы возникают и летом, когда за ночь воздух остывает.
Мы – осенние туманы, ночью ляжем на поляны,
На высокие стога, на речные берега.
3. Вода в твердом состоянии. Снег, лед, снежинки, сосульки, иней, град – все это застывшая вода (слайды 7 и 8). При температуре 0 градусов и ниже вода превращается в лед. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, превращаясь в снежинки, и падают на землю Так образуется снег (слайд 9). Превращаясь в лед, вода расширяется, причем лед легче воды (если разбить ледяную корку на луже, то льдинки будут в ней плавать).
Образование инея (слайд 10). Летней ночью влага, находящаяся в воздухе, соприкасалась в холодной травой и застыла, превратившись в тончайшие кристаллы льда. Иней украшает ветки деревьев, кустарников зимой, после оттепели. Вода, которая покрывает веточки во время оттепели, замерзает и превращается в пушистый игольчатый иней.
Все вокруг укутал иней в заячий тулуп:
Провода электролиний, крыши, дым из труб.
Опушил пеньки лесные, на сосне – иголки
И набросил ледяные кружева на елку.
Снежинка. Форма и размер ее зависят от температуры воздуха. В сильные морозы снег становится сыпучим, скрипит под ногами – это ломаются хрупкие снежинки (слайд 11).
Села мне на рукавицу белая снежинка
И нахохлила, как птица, ледяную спинку.
Замерла тихонько я, чтоб не улетела.
Скоро варежка моя станет белой-белой.
Сосулька начинает таять, когда пригревает солнце. С крыши бежит звонкая весенняя капель, а лед превращается в воду (слайд 12).
Капель звенит, журчит, поет, она ломает снег и лед.
Большой сугроб ей нипочем, она бежит живым ручьем.
Сегодня, дети, вы много узнали о воде и ее состояниях. Давайте еще раз назовем три состояния воды (слайд 13). Предлагаю вам на закрепление темы игру «Какой бывает снег». Вставайте все в круг. Я брошу кому-то из вас мяч и задам вопрос, на который надо ответить и затем вернуть мне мяч.
Вопросы:
1. В каких трех состояниях существует вода в природе?
2. Почему мокрое белье через некоторое время высыхает? Куда исчезает вода?
3. Где в природе встречается вода в жидком состоянии?
4. Как выглядит радуга? На что она похожа?
5. Назови семь цветов радуги.
6. Иней, снежинка, сосулька – какое это состояние воды?
7. Назови лишнее слово и объясни почему: дождь, роса, лед, туман.
8. Повтори слова или словосочетания, имеющие отношение к дождю: холодный, горячий, моросящий, лужа, твердый.
Вы молодцы! Наше занятие закончено.