татьяна егорова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В зимнем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «В зимнем лесу»
Цель: Закрепление представлений об особенностях внешнего вида диких животных: зайца, белки, волка, лисы, медведя.
Задачи: Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Развивать любознательность, умение любоваться красотой зимнего леса.
Воспитывать любовь к природе.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „В зимнем лесу“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Материалы: репродукции картин с изображением зимнего леса, «зимняя полянка» - заснеженные деревья, в берлоге спит медведь, в дупле сидит белочка, под кустом – зайка, идет между деревьев лиса, корзина с угощением для животных, материалы для рисования.
Ход НОДа:
Воспитатель: На прогулку приглашаю, там загадки загадаю:
Запорошила дорожки,
Разукрасила дорожки,
Радость людям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
- О каком времени года загадка? Как вы догадались? Какое сейчас время года?
(Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин с изображением зимних пейзажей)
- Зима какая? (Снежная, морозная, холодная, вьюжная, метельная, студеная)
-Наступила зима. Выпал белый и пушистый снег. Снежинки кружатся в воздухе и падают. Все кругом белым-бело. Красиво и сказочно в зимнем лесу. (Предлагаю полюбоваться зимним пейзажем)
- Догадайтесь, куда мы отправимся сегодня с вами на прогулку? (В зимний лес)
-Думаю, нам нужно потеплее одеться, ведь на улице морозно. (Дети изображают надевание зимней одежды)
-Как мы доберемся до зимнего леса? (ответы детей)
Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу,
Ты бежишь за мной.
Хорошо зимой.
Небо ярко-синее,
Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами.
Эй, ребята, кто за нами?
- Какие деревья стоят в лесу? (Сказочные, серебристые, снежные, большие, волшебные)
-Почему все в снегу? Лес какой? (Сказочный, задумчивый, спокойный, зимний, неподвижный)
-Посмотрите, чьи-то белые ушки торчат из-за куста.
Нет у зайчика из избушки.
Кто ему построит дом?
Он лежит, прижавши ушки,
Под ореховым кустом….
-Почему заяц меняет окраску на зиму? Какого цвета у него шерстка зимой? Чем питается заяц зимой? Какие враги есть у зайца? Как зайчишка спасается от врагов?
Зайка
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся,
И под кустиком свернулся.
- Какой зайчишка? (Белый, пушистый, ушастый, длинноухий, быстрый, осторожный, зоркий, чуткий, трусливый, пугливый, беззащитный, косой)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
(Поочередно загибают пальчики)
Негде заиньке скакать.
(Шевелят указательным и средним пальцами, изображая заичьи ушки)
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами – щелк, щелк.
Прячься, заинька, в кусты!
А ты, волчище, уходи!
(Изображая волка, поднимают вверх большой палец)
- Хорошо, что мы взяли с собой корзину с угощением. Что мы оставим зайке под кустом? (Дети выкладывают из корзины капусту, морковь)
- Ой, посмотрите: чьи-то маленькие кружевные следы на снегу! И ведут они прямо к большущей ели. Посмотрите, приглядитесь: не видно ли кого? (На дереве белочка)
-Значит, чьи это следы? (Беличьи)
- Какая белочка? (Проворная, шустрая, незаметная, маленькая, ловкая, цепкая)
- Чье дупло на ели? (Беличье)
-Почему дупло у белочки так высоко? Есть ли у белочки враги? (Ястреб, сова, филин, звери лесные)
-Как белка утепляет свое дупло? Почему ее называют хорошей хозяйкой, хлопотуньей? Что белочка запасает себе на зиму? (Шишки, орехи, грибы)
Белка
Белка, с кисточками ушки,
Гриб увидит на опушке-
Прыг за ним с густых ветвей
И несет домой скорей!
(Дети изображают, как прыгают белка, маленький бельчонок, как бельчата грызут орехи. Выбирают из корзины угощение для белочки и ладут на ветви дерева)
- Я еще кого-то вижу! Шерсть у этого зверя рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, лапы стройные. Посмотрите: кто же это? (Ответы детей)
Знает лисонька-лиса:
В шубе вся ее краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
-Какая лиса? (Рыжая, осторожная, пушистая, ловкая, быстрая, чуткая, любознательная)
-Для чего лисе такой красивый хвост? Спросим у нее.
Лиса
-Для чего тебе, лиса,
Хвост- пушистая краса?
- От охотников спасаюсь-
Заметать следы стараюсь.
- Как называется жилище лисы? За кем охотится лиса?
(за зайцами, ищет гнезда мышей, летом может поймать уточку, ест и лягушек, и жуков и ящериц, разоряет гнезда птиц)
-Чем же мы угостим лисичку? (Предложить выбрать угощение из корзинки)
- Какие есть враги у лисы? (Волк. В лесах, где много волков, лисы почти не водятся)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
- Думаю, что с волком в лесу лучше не встречаться. А вы как думаете? Какой волк? (серый, злой, голодный, сильный, большой, зубастый, хитрый)
-Что делает зимой волк? (По лесу рыщет, охотится, воет)
-Почему волка называют хищником? (Ответы детей)
Волк
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши серые торчком.
-Посмотрите, чье-то жилище. (Волчье логово) Тихо и осторожно мы покинем это место. Очень опасно встретиться в лесу с волком. Знаете, волки даже темной ночью очень хорошо видят, слышат малейшие звуки, чувствуют едва уловимый запах. Стая волков может охотится на крупных животных-оленей, лосей, кабанов. А зимой волкам тоже очень голодно. Оставим им угощение? (Дети выбирают из корзины угощение для волка).
-А теперь давайте вернемся домой и снимем зимнюю одежду.
-Итак, как нужно вести себя в лесу? (Шуметь, пугать зверей, ломать ветви деревьев)
- Кого из животных мы увидели в зимнем лесу? (ответы детей)
-Чье дупло нам попалось по пути? Чье логово? Чьи следы мы заметили?
-Очень много мы играли, но еще не рисовали!
А кто хочет рисовать-выбирай себе зверят!
(Воспитатель предлагает трафареты с изображением диких животных)