Елена Мареева
Занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5–6 лет «Поговорим о маме»
Цель. Воспитывать в детях любовь и уважение к маме. Показать значимый для ребенка образ мамы.
Задачи.
Образовательные: сформировать понятие у детей, что такое семья; обобщить знания детей о своих мамах; познакомить с русской пословицей и помочь понять ее смысл; побуждать детей правильно строить предложение при ответе на вопросы. Развивающие: развивать диалогическую речь детей; логическое мышление; память (запомнить пословицу, вспомнить и рассказать о мамином любимом платье, любимых цветах) ,внимание, мышление. Воспитательные: воспитывать доброе, внимательное отношение к маме; стремление помогать маме и радовать ее.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5–6 лет „Поговорим о маме“» размещена в разделах
Материал к занятию.
• Выставка маминых фото.
• Картинки по теме «Семья».
• Аудиозапись песни из мультика про мамонтенка.
• Материалы для изготовления открытки.
• Иллюстрации к пословице «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» (из серии «Пословицы в картинках)
• Текст рассказа Ю. Яковлева «Мама».
Предварительная работа.
Сбор фотографий мам и оформление выставки ; задание для детей узнать и запомнить как полное имя мамы, где и кем работает мама, какие у нее волосы, глаза, какое ее любимое занятие; заучивание стихов; внесение в книжный уголок книг по теме.
Ход.
Воспитатель: «Раз, два, три, четыре, пять,
Я хочу детей собрать.
Ты дружок и я дружок
Становись скорей в кружок».
Дети собираются в круг, педагог предлагает поиграть в игру «Назови ласково своего соседа. Игра «Телеграф». Дети стоят в кругу, держась за руки. Педагог пожимает руку рядом стоящему ребенку, называет его ласково по имени ( например: «Ванечка.») Ребенок выслушивает,говорит «спасибо», и передает пожатие и ласковое имя следующему. Игра продолжается пока все дети не назовут ласково всех. Педагог хвалит детей и предлагает рассказать,о том, как его мама называет ласково (ответы детей).
Педагог предлагает пройти к иллюстрациям по теме семья. Вопросы к детям :
1. Что такое семья?
2. Назовите членов вашей семьи.
3. Кто в вашей семье главный, как вы думаете и почему?
4. Как зовут ваших родителей?
5. Сегодня мы поговорим о самом родном, самом близком человеке на земле.
6. Как вы думаете оком? (ответы детей)
Дети вместе с педагогом переходят к выставке фотографий мам. Педагог дает 1-2 минуты на общение детей. Предлагает глазками найти фото мамы, внимательно посмотреть и ответить: какие у мамы глаза; цвет волос; вспомнить любимые мамины цветы, какого цвета любимое мамино платье ; какие цветы любит мама; как вы ласково называете мам.
Давайте присядем за столы и я прочитаю вам чудесный рассказ Ю. Яковлева, который так и называется «Мама». Педагог предлагает закрыть глазки и послушать.
«Мама»
Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить…
Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир.
От мамы ты узнал название птиц – воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть тоже своё имя – ромашка, василёк, иван-да-марья.
Мама принесла домой сухую веточку и поставила её в воду. И вскоре веточка – сухая, безжизненная веточка – зазеленела. А потом на ней появились светло – лиловые цветы. Вся веточка покрылась цветами.
Что это? – удивлённо спросил ты.
И мама ответила: – Багульник.
На улице шёл снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и снова увидел чудо. Ты думал, что снежинка – это крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звёздочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звёздочку, дохнул на неё – и звёздочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом.
Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.
Педагог интересуется, понравился ли детям рассказ, просит рассказать о том какая ваша мама. (ласковая, добрая, справедливая, умная, трудолюбивая) Педагог обобщает: «Вот какая мама – золотая прямо».
Педагог предлагает двум детям прочитать стихи о маме (стихи заучены заранее). Затем вниманию детей стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!
Педагог спрашивает детей: «Как же девочка помогла маме?» (она дала маме отдохнуть)
-Как вы помогаете своей маме? (ответы детей)
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Что такое хорошо и что такое плохо». Детям предлагается встать у свои стульчиков, если педагог говорит правильно дети хлопают в ладоши, если не верно – дети подпрыгивают.
Я мамочку люблю и всегда ей помогаю, я игрушки не бросаю, их всегда я убираю ;поливаю я цветы; краской весь измажусь; разбросаю книжки; посуду всю помою; с братиком я подерусь, а с сестренкой помирюсь; буду во всем слушаться, нет буду хулиганить; съем конфету только сам, маме ничего не дам; сам оденусь на прогулку; поделюсь с сестрою булкой ; буду смелым,добрым малым,чтобы мной гордилась мама.
«Молодцы, хорошо маме помогали!»- хвалит педагог. «Есть пословица в народе «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Как вы понимаете эту пословицу?» - спрашивает педагог. Педагог выслушивает суждения детей, предлагает посмотреть на иллюстрации к пословице и рассказать, как дети на картинках выражают свое уважение к маме и папе. Опрос3-4 детей. Педагог еще раз повторяет пословицу и просит детей повторить вместе с ним, а затем самостоятельно, затем только мальчиков, потом только девочек, говорит что эту пословицу надо запомнить и исполнять всю жизнь, даже когда вы станете совсем взрослыми.
Говорит о том, что нужно беречь и любить своих родителей не только в праздники, но и каждый день, чаще говорить им ласковые слова, помогать им, не огорчать дорогих своих родителей.».
По окончанию занятия педагог интересуется : «Если бы у вас был волшебный семицветик, что бы ты пожелал для своей мамы?» Педагог выслушивает ответы детей и говорит о том, что если бы у него был волшебный цветок, то он пожелал, чтобы у всех детей на всем земном шаре были мамы. Звучит песня из мультфильма о мамонтенке. Под музыку, педагог предлагает детям «сесть» в поезд и отправиться на станцию «Самоделкино», где дети сделают открытки для мам.