Папки-передвижки

Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со звуковым строением слова

Прилукова Юлия
Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со звуковым строением слова
▼ Скачать + Заказать документы

Что дети должны знать:

-слова звучат по-разному.

-состоят из разных звуков.

-слова бывают длинными и короткими.

-есть слова одинаково звучание, но имеющие разное значение.

-звуки произносятся последовательно

-местоположение звука в слове

- качественная характеристика звуков (гл/согл)

- ударный звук

Что уметь:

-вслушиваются в слова.

-определять длительность звучания.

Публикация «Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со звуковым строением слова» размещена в разделах

-сопоставлять по длительности звучания.

-определять место звука в слове.

-определять первый звук.

-добавлять последний звук.

-уметь протяжно произносить звуки, последовательно выделять их один за другим.

Приё мы работы:

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах. Для этого используют разнообразные методические приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах; сравнение слов-синонимов (врач – доктор, веселый – радостный: смысл слов близкий, а звучание разное); сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ – звучание одинаковое, а смысл разный). Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т. е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению его (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.

Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим.

Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука.

Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх (методика организации игр описана в указанной выше методической литературе).

Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п', кккит (к'). Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м–м\ с–с') называют «братцами»; твердые фонемы – «сердитыми», мягкие – «добрыми» ; другой вариант – большими и маленькими «братцами»). Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твердых и мягких звуков создаются игровые ситуации, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла – мальчик с сердитым нахмуренным лицом – одета в синий костюмчик, другая – улыбающийся мальчик в зеленом костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле. (Впоследствии, уже в старшей группе, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных звуков зелеными фишками, а твердых согласных – синими.)

Публикации по теме:

Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека Дидактической игре отводится особое место в самых различных системах обучения. Игры по ознакомлению детей с организмом человека органично.

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Волшебные слова» Конспект занятий по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ "Волшебные слова" Воспитатель.

Игры для овладения звуковым анализом для детей старшего дошкольного возраста 1. Этап посвящается изучению гласных и согласных звуков "Утки и окуни". Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Расширение семантического поля слова Гриб» Тема: Расширение семантического поля слова «ГРИБ» Задачи: активизировать и обогащать словарь детей через уточнение значений слов-признаков,.

Конспект ОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ПДД «Улица полна неожиданностей» Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей старшей группы с правилами дорожного движения «Улица полна неожиданностей».

Конспект занятия по ознакомлению с комнатными растениями детей старшего дошкольного возраста Тема: Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения. Образовательные области: Познавательное развитие Цель: ознакомление детей с новыми.

Консультация для родителей «Игры в слова для речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: расширять словарный запас детей; правильно и точно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их качества.

Мастер-класс по нравственному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста средствами художественного слова Мастер- класс по нравственному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста средствами художественного слова (на примере произведения.

Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятием «Слово» Что дети должны знать: -наша речь состоит из слов; -слова бывают похожие по звучанию; - слово смысловая единица (обозначает предмет, действие.

Презентация по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с учёными-изобретателями Черепановыми Занятие в форме презентации для детей старшего дошкольного возраста. 3 слайд: Начало. Отец Ефим и сын Мирон. 4 слайд:Черепановы происходили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со звуковым строением слова
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 16:46
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со звуковым строением слова» (включая файлы) размещена пользователем Прилукова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД