Прилукова Юлия
Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятием «Слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Что дети должны знать:
-наша речь состоит из слов;
-слова бывают похожие по звучанию;
- слово смысловая единица (обозначает предмет, действие качество, явление);
-слова бывают близкими по смыслу, с противоположным значением и многозначные слова.
Что уметь:
- практическое использование слово "слово";
-вслушиваться в звучание слова;
- определять смысл слова, подбирать слова по заданному направлению;
Публикация «Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятием „Слово“» размещена в разделах
- проводить образование новых слов (заяц-зайчик-зайчонок).
Приё мы работы:
С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.
Приведем примеры игры для средней группы «Поезд».
В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист. Роль машиниста берет на себя взрослый, а дети, встав за машинистом, – роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок. На станции (около игрушки) поезд останавливается, и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т. д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются ролями. Затем игрушки выставляют на стол. Детям предлагают называть игрушки. Обращают их внимание на то, что, назвав игрушку, ребенок сказал слово («Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это слово громко, ласково»).
С этой же целью используют игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот».
Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие). В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово : «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др.
Для сравнения со словами, имеющими определенный смысл, Ф. А. Сохин (См. : Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984. С. 163) рекомендует произнести какое-нибудь звукосочетание (ш, ра, спросить, понятно ли, что оно значит. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл». Далее прочитать стихотворение И. Токмаковой «Плим».
Таким образом, у детей воспитывается внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова слово, воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи.